Иерей Иосиф Иванович Распутин — Ижемский мученик
23 марта 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в месяцеслов Русской Православной Церкви внесено празднование Собора святых Коми. 11 февраля (29 января по старому стилю) наряду с памятью просветителя зырян свт. Стефана Пермского, свтт. Герасима, Питирима и Ионы, Усть-Вымских чудотворцев, Святая Церковь воспоминает также 17 новомучеников и исповедников российских, в земле Коми просиявших – это священнослужители, принявшие страдания за Христа в период гонений на православную церковь в годы советской власти. Однако пока к лику святых причислены не все пострадавшие за веру. В настоящее время Воркутинская епархия собирает материалы для прославления в лике святых принявшего мученическую кончину от рук большевиков иерея Иосифа Распутина. Если вы располагаете сведениями о чудесной помощи по молитвам к мученику, сообщите нам и вы приблизите момент его прославления!
О благочестивой жизни иерея Иосифа Распутина известно следующее:
В документах архивного фонда Коллекции метрических книг о рождении, браке и смерти по Усть-Сысольскому, Яренскому и Печорскому уездам, в метрической книге Сизябского прихода Мезенского уезда Архангельской Духовной Консистории за 1867 год имеются сведения, что 6 апреля у дьячка Сизябской церкви Ивана Семеновича Распутина и законной его жены Елены Павловны родился сын Иосиф.
До того как стать псаломщиком Сизябской Благовещенской церкви Иван Семенович успел поучиться в Архангельском духовном училище и отчасти семинарии, побыть послушником Архангельского мужского монастыря. В 1858 году определен в Сизябский приход псаломщиком. 1875 года по 1896 год состоял учителем в местной церковно-приходской школе, с 1899 года состоял законоучителем в женской школе грамоты.
Сизябск — место рождения о.Иосифа Распутина.
Иосиф Иванович Распутин окончил курс обучения в Архангельском духовном училище в 1882 году. Указом Архангельской Духовной Консистории от 21 декабря 1888 года за № 6733 назначен псаломщиком Бакуринской церкви.
Бакур — место служения о.Иосифа Распутина.
26 января 1892 года рукоположен в сан дьякона. 31 июля 1894 года рукоположен в священники в Поромовский приход Печорского уезда. 27 августа 1901 года перемещен, по своей просьбе, в Бакуринский приход. С 01 сентября 1889 года по 31 июля 1894 года состоял учителем по всем предметам в Бакуринской школе грамоты. С 01 сентября 1895 года по 27 августа 1901 год состоял учителем и законоучителем Поромовской миссионерской школы грамоты, С 27 августа 1901 года по 01 августа 1910 года состоял законоучителем Бакуринской одноклассной церковно-приходской школы.
С 15 августа по 01 сентября 1895 года состоял преподавателем-руководителем по Закону Божию на краткосрочных учительских, курсах при Сизябской. 2-классной-учительской церковноприходской школе. С 01 октября 1910 года состоял законоучителем местного Бакуринского двухклассного приходского Министерства народного просвещения училища. С 01 октября 1914 года состоял законоучителем Барышевской одноклассной сельской Министерства народного просвещения училища.
С 01 октября 1917 года состоял председателем Мохченского волостного земского собрания по выбору общим собранием гласных.
Семья о.Иосифа Распутина
Иосиф Иванович женился на дочери священника Бакуринского прихода Анисии Ивановне 1869 г.р.
Имел 9 детей: Константин, родился 05 июня 1889 года, состоял псаломщиком в Бакуринском приходе — будущий дьякон.
Анна,Алексей,Елена, Николай, родился 19 февраля 1896 года, на военной службе — будущий священник, пострадал за Христа в 1930 году.
Иоанн, родился 28 июля 1898 года, на военной службе
Тихон, родился 13 августа 1900 года, служил в почтовом ведомстве
Екатерина, родилась 15 ноября 1906 года обучалась в приходском училище
Серафим, родился 31 июля 1911 года при отце.
Овдовел 06 декабря 1912 года.
Красный террор на Печоре.
С установлением советской власти на земле Коми начались массовые репрессии.
Осенью 1918 года на Печоре орудовал интернациональный карательный отряд Морица Мандельбаума, плохо говорившего и понимавшего по-русски . Жителей Припечорья убивали по одному только подозрению в «неблагонадежности». Окрестные села подвергались тотальному разграблению. По свидетельству очевидцев, после набега шайки красных карателей под предводительством бывшего актера Мандельбаума в Ижме осталось пять лошадей, а из домашней утвари — один самовар на все село. Зато большевистский обоз с награбленным состоял из 1500 подвод, растянувшихся на 30(!) верст.
Мориц Мандельбаум, «подплывая на пароходе к селу … сперва обстреливал его из пушки, а потом уже высаживался на берег. Он рассуждал: снаряд сам должен найти кулаков и отличить их от бедняков, а ему, Мандельбауму, до этого дела нет, так как все русские – свиньи» (см. Балмасов С.С. Красный террор на Востоке России в 1918-1922 г.г. М., 2006, с. 40). Мандельбаум навел ужас на всю Печору. Окружив какое-нибудь белое селение, он сгонял всех жителей его на сход и объявлял, что мужчин он оставляет только до окон-чания полевых работ, после чего они вместе с детьми будут истреблены, а жены их будут оставлены в живых, так как еще «пригодятся» для красных.
Архангельская газета «Северное утро» от 9 февраля 1919 г. так писала об изгнании красных из Печорского уезда: «До освобождения от большевиков в конце ноября минув-шего года Печорский край нашей губернии переживал дни сплошного ужаса. В крае не-истовствовали красноармейские банды. В конце ноября партизаны из с.Усть-Вашка Мезенского уезда заняли Усть-Цильму. К ним присоединились для общей борьбы крес-тьяне из деревень с реки Цильмы. Эти действия добровольцев под руководством героев-офицеров принесли несчастным жителям Усть-Цильмы невыразимую радость: открылись двери тюрьмы, выпущены были на свободу сорок или более узников, которые плакали от неожиданной радости освобождения, ибо все они были перед этим приговорены большевиками к смерти. Большая часть спасенных были люди пожилые. Многие из этих несчастных людей перед тюремным заключением были подвергнуты унизительным для
человеческого достоинства истязаниям: захваченных граждан пороли плетьми, затем раны их посыпали солью, смачивая водой, и снова пороли. Очевидец этих ранений, рассказы-вавший нам о зверствах большевиков, говорит, что он пришел в ужас, когда увидел ис-полосованные спины, представлявшие одну сплошную, кровавую рану… у некоторых оказались сломанные ребра, у иных оставались еще в теле пули… Уже уходя из Усть-Цильмы, большевики успели утопить двоих граждан в проруби. После Усть-Цильмы было освобождено с.Красноборск. Здесь происходили те же ужасы, что и в Усть-Цильме. Всего подвергшихся истязаниям, о которых сказано выше, было свыше 100 человек. Очень характерным является истязание большевиками Георгиевского кавалера Конона Филиппова, имевшего несколько медалей и четыре Георгиевских креста. Большевики требовали от него, чтобы он отдал им боевые награды. Герой отказался. Тогда его начали пытать: били, драли, топтали и совершенно искалечили… Убитые, изувеченные и искалеченные ограблены были дотла. У всех забрали имущество, угнан скот, отняты денежные сбережения… В дер. Галовской большевики ограбили местных жителей примерно на полтора миллиона… Издевательства и насилие соединялись с кощунством… В Галовском было запрещено звонить в колокола, и на них был наложен арест, и только после освобождения села народ выразил свою радость по случаю свержения ненавистного ига торжественным колокольным звоном… Ряд зверств большевиков испытали и села Ижма и Мохча…».
Уставшие от террора ижемцы попросили уважаемого священника настоятеля Спасского храма села Бакур иерея Иосифа Распутина отслужить молебен против новой власти… (Во время бедствия и нашествия врагов…)
А новая власть решила физически устранить священника за попытку духовного сопротивления…
Из рапорта временно исполняющего обязанности заведующего Усть-Цилемским соборным приходом священника Иоанна Серебренникова в Архангельский епархиальный совет о жертвах «красного террора» среди лиц духовного звания в Печорском уезде за первые месяцы 1919 г.: « … Священник Бакуринского прихода на Печоре о.Иосиф Распутин был схвачен красноармейцами, увезен в Ижму и там, привязанный к телеграфному столбу — расстрелян. Несмотря на мольбы жителей, его не дозволили похоронить.
Тело священника было обглодано собаками. Отец Иосиф прослужил в этом приходе 23 года, за мягкость и кротость характера был особенно уважаем прихожанами…» В заключение своего рапорта Серебренников писал: «В Ижемском районе духовенству
грозит от красных страшная опасность, и едва ли кто в них останется в живых, так как красные озверели».
О. Иосиф был арестован большевиками за якобы «контрреволюционные действия» в селе Бакур Ижмо-Печорского уезда. До того, как он был расстрелян в селе Ижма возле церкви, ему были причинены невыносимые страдания, несколько дней его нещадно избивали плетьми. Тело о. Иосифа Распутина изрубили на части и разбросали во все стороны, куски были обглоданы собаками.
Ижма — место мученической кончины о.Иосифа Распутина
Внук Константина Иосифовича Распутина Сумароков Василий Иванович предоставил все семейные фотографии и информацию благочинному Ижемского церковного округа иерею Ярославу Истомину ̶ настоятелю Ижемского храма Успения Божией Матери. Благодаря его помощи Воркутинская епархия располагает обширным биографическим материалом о пострадавшем за Христа иерее Иосифе Распутине.
Вечная память мученику иерею Иосифу Ивановичу Распутину!
ПРОСЛАВЛЕНИЕ!
Воркутинская епархия собирает материалы для прославления о.Иосифа Распутина. Если у вас есть сведения о чудесной помощи при обращению к мученику сообщите нам и вы приблизите момент прославления.