Благовещенская церковь и её роль в народном просвещении, 2010год

Исследовательская работа Каневой  Анастасии, ученицы 10 класса МОУ
«СизябскаяСОШ», руководитель Канев А.С.

«Благовещенская церковь и её роль в народном просвещении», 2010год.

Реформа 1860-1870 годов при своей ограниченности и непоследовательности произвели большие перемены во всех областях жизни Российской империи. Под их влиянием резко изменились условия ведения хозяйства в стране; стали рушиться прочные прежде сословные перегородки; власть бюрократии получила общественную альтернативу в лице земского и городского самоуправления и выборности представителей в эти органы; проведена судебная реформа и т.д. Все это не могло не сказаться на характере духовной культуры. Во второй половине 19 века она перестает быть элитарной, охватывает все более широкие слои населения и чутко реагирует на жизненно важные проблемы, становится все более демократичной по содержанию.

Наиболее ярко и последовательно демократизация культуры проявилась в сфере просвещения. В это время, впервые в истории России создается целая сеть начальных школ: церковно-приходских, земских, Министерства народного просвещения. Широкое распространение получают воскресные школы, в которых грамоте обучаются рабочие, созданы и другие взрослые. Все это вело к росту числа грамотных. Большое количество людей впервые стало обращаться к книжной культуре, менять свою психологию, взгляды на жизнь. Эти изменения происходят и в таких отдаленных уголках, как Ижемский район.

Цель данной работы-показать роль Сизябской православной церкви в становлении и развитии просвещения местного населения, основные этапы жизнедеятельности Сизябской церковно — приходской школы и рассмотреть процесс формирования учительского состава в Ижемском крае.

Сизябская церковь и влияние православной культуры на жизнь населения.

Ижемский край издавна славился зажиточностью и предприимчивостью своих жителей, удачливостью в охоте и рыболовстве, хозяйственной хваткой в скотоводстве и оленеводстве. Ижемцев также отличали большая религиозность и тяга к знаниям.

В 1843 году в Сизябске началось строительство церкви. Несмотря на то, что недалеко от Сизябска находились Ижемский и Мохченский погосты, сизябские крестьяне собрали 8500 рублей серебром на постройку церкви. Церковь строили каменную. В 1846 году при поднятии креста главный купол обрушился. Много пришлось переделывать. Строительство церкви было завершено в 1854 году, а в 1876 году была построена каменная колокольня. Престол Сизябской церкви в честь Благовещания Пресвятой Богородицы.

В 1854 году был образован самостоятельный Сизябский приход, куда входила и деревня Брика. Сизябская церковь относилась к Архангельской епархии. Печорский уезд по церковно территориальному принципу делился на три благочиния. Церковь в Сизябске относилась к первому благочинию, которое возглавлял священник Ижемского прихода. Сизябская церковь самая поздняя из ижемских каменных церквей и ее художественный облик очень выразителен. Этому впечатлению способствует постановка здания на возвышенности, господствующей над селом. Интересно ее архитектурное решение: вокруг центрального массивного куба группировались боковые портики, апсида и трапезная, которая выходила на боковые фасады в виде выступов — ризаитов. Оконные проемы декорированы каменными наличниками. Общий богатый карниз охватывал все здание. Перекрытия были сводчатые, крыша — четырехскатная, полы сделаны из каменных плит.

Внутреннее убранство храма украшали фрески с изображением святых и богатый иконостас, покрытый серебром и золотом.

Известно, что на семи иконах серебряные ризы весили 2 пуда 10 фунтов и 75 золотников, т.е. 37 килограммов.

Сизябская церковь по воскресеньям и праздникам всегда полна народа, «молящимся нестарым крестом». В Сизябске были только две семьи (шесть человек) раскольников. По старому русскому обычаю мужчины стояли по правой стороне, а женщины по левой. На службу собирались почти все жители села от детей до старцев. Служба сопровождалась красивым и согласованным пением на два клироса церковного хора и перезвоном колоколов.

Священники в Сизябске пользовались большим уважением. Население несло в церковь часть урожая, мясо, рыбу. Оленеводы, приезжая после долгих кочевий домой, приводили и привязывали к церковной ограде оленей.

Особых угодий и земель при церкви не имелось. При образовании самостоятельного прихода сизябскими крестьянами на пользование причта вместо пахотных и сенокосных угодий были внесены деньги в сумме 2360 рублей банковскими билетами.

Кроме процентов от ценных бумаг на содержание церкви шли средства, собранные в результате сборов, от продажи свеч, а также пожертвований богатых сельчан. Средства на содержание и ремонт церкви изыскивались церковно — приходским попечительством.

Причт Сизябской церкви состоял из священника с полным семинарским образованием и двух псаломщиков, один из которых состоял в сане дьякона. Священниками в Сизябской церкви состояли: в 1863 году Стефан Баженов, с 1892 по 1900 годы — Александр Петровский, а с 1900 года по 1916 год— Константин Варфоломеев. дьяконом с 1 879 года был Петр Истомин, а псаломщиком с 1858 года состоял Иван Распутин.

При Сизябской церкви находилась библиотека. В ней было до 130 названий книг и журналов духовно — просветительского содержания, которые ежегодно выписывались в книжной лавке Тузова. В 1895 году на эти цели было израсходовано 8 рублей 18 копеек.

Неоценим вклад православной церкви в воспитании духовных и нравственных качеств людей, в формировании их образа жизни. Но на особом месте стоит ее роль в становлении и развитии народного просвещения.

Церковно- приходская школа Сизябска.

В 2010 году Сизябская средняя школа отмечает 125 летний юбилей. За этот период тысячи выпускников школы получили путевку в жизнь. Трудились и работают во всех отраслях народного хозяйства в разных уголках страны и бывших союзных республиках. Многие стали учителями и медицинскими работниками, специалистами сельского хозяйства, военными и авиаторами, работниками торговли и культуры, бытового обслуживания и транспорта.

А начиналось все в 1885 году открытием Сизябской церковно-приходской одноклассной школы, которая принадлежала Архангельской епархии. Еще в 1873 году штатный смотритель Мезенского уездного училища Пругавин ратовал за открытие училищ в селе Мохча и Сизябск. «А также приготовить им надо заблаговременно учителей из местных зырян»

Школа располагалась в большом крестьянском доме и состояла из двух комнат. Помещение школы было нанято у крестьянского общества за 45 рублей в год. В первом учебном году в ней училось 64 мальчика и 6 девочек. Изучали Закон божий, грамматику и арифметику. Законоучителем состоял священник Александр Петровский, а учителем псаломщик Иван Распутин. Жалованье они получали из приходского попечительства: законоучитель получал 20 рублей, а учитель 100 рублей в год.

С 1885 года по 1890 год Совет школы возглавлял А. Петровский. Его стараниями при школе была создана большая библиотека, где наряду с церковными книгами были произведения И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и других русских писателей и поэтов. Библиотекой охотно пользовались многие жители села.

Обучение в церковно- приходской школе было рассчитано на три года, но А.П. Петровский, принимая во внимание, что учащиеся не свободно владеют русской речью, добился четырехгодичного курса учебы.

В 1896 году в Сизябске была открыта второклассная мужская церковно -приходская школа. По сути, это первое учебное заведение в Печорском уезде, где готовили учителей для одноклассных церковно-приходских, образцовых школ и школ грамоты. В школу принимали лиц, прошедших полный курс одноклассной церковно-приходской, образцовой или равнозначной школы. В Сизябской учительской школе обучались юноши из Сизябской, Мохченской, Ижемской и других волостей Печорского уезда. Иногородние учащиеся проживали в общежитии, которое располагалось втором этаже крестьянского дома и занимало 4 комнаты.

«Ученики, помещавшиеся в общежитии, встают в 6 часов, и умывшись, совершают, под наблюдением учителя, краткую молитву, затем пьют чай и занимаются в классах в ожидании утренней молитвы, которая совершается в 8 ½ час до прихода всех учащихся второклассной и образцовой школ в присутствии учащих лиц. При этом каждый занимает свое место. Затем следуют уроки с переменами. По окончании к двум часам уроков приходящие ученики совершают вечернюю молитву и расходятся по домам, а помещающиеся в общежитии обедают под наблюдением кого-либо из учащих, причем каждый, по окончании общей молитвы перед вкушением пищи занимает своё место и выходит из-за стола не ранее молитвы по принятию пищи. Время после обеда до чаепития назначается для отдыха и прогулки, а также для участия в школьном хозяйстве. С 6 до 9 часов

(с перерывом в 30 мин.) вечерние занятия под наблюдением одного из учащих, состоявшие в приготовлении уроков, особенно письменных работ, в чтение книг и часто в пении. В 9 часов ужин, вечерняя молитва и отход ко сну.

В праздничные дни учащиеся второклассной учительской школы присутствовали при богослужениях, занимая в храме каждый определённое место.

Второклассной школе было 3 отделения, и только третье отделение было учительским. Чтобы получить звание учителя, выпускник школы изучал и должен был показать успехи по следующим дисциплинам: Закону Божию, Церковной, общей и русской истории, церковному пению, русскому языку, церковно-славянскому языку, Отечественной истории, географии в связи со сведениями и явлениях природы, арифметике, геометрическому черчению и рисованию, дидактике, начальным практическим сведениям по гигиене, чистописанию. Требования к учащимся были очень высокие. Например,

«в 1903/04 учебном году из б учеников старшего (учительского) отделения двум, отличившимся хорошими способностями и трудолюбием и показавшими успехи в практических занятиях и склонность к учительству, советом школы постановлено выдать свидетельство на звание учителя, а остальным четырём, не показавшим удовлетворительных успехов в практических занятиях и, по мнению совета школы, не способным к учительской деятельности, выдаче свидетельства отказать».

Учащиеся, не получившие свидетельства на звание учителя, получали немало полезных знаний и могли заниматься торговым делом, работать делопроизводителями, писарями и т.п.

Практические занятия по педагогике будущего учителя проходили в классах образцовой (начальной) школы.

В 1900 году А. Петровский был переведен в Пинегу и заведующим школой стал священник Константин Варфоломеев. При нем в 1904 году было построено светлое, красивое, удобное школьное здание, занятия в котором начались 11 января 1905 года.

К. Варфоломеев заведовал школой с 1900 по 1916 год. Учителями работали: Порфирьев Никандр Егорович, Алексеевская Анна Алексеевна, Понормов Михаил Николаевич, Павловский Егор Иванович (любитель физики, сам изготавливал приборы), Иерусалимский, Елизаровский Павел

(старший учитель), Попов (занимался изучением жизни зажиточных крестьян), Капустин Артемий Иванович, Черемхин (организовал школьный хор и руководил им), Макарин (в 1904 /05 годах руководил драмкружком), Никулин Павлин Семенович, Паладий (священник), Смирнов Николай Федорович, Бурмакин Александр Алексеевич, Артеев Тихон Андреевич, Филиппов Пётр Исидорович.

С 1903/04 учебного года в школе учреждена должность учительского помощника (из зырян), с возложением на него обязанности заниматься с младшими учениками, не понимавшими русской речи.

В 1902/03 учебном году в Сизябской школе обучалось 80 учащихся, в 1903/04 – 104. Число уроков в неделю, учебные предметы курса утверждались отделением святого Синода.

Советом школы периодически устраивались религиозно-нравственные народные чтения. Лекторами были отцы законоучители, учителя, а также ученики старшего отделения. Чтения сопровождались показом световых картин и пением школьного хора. В конце учебного года — 11 мая отмечался школьный праздник в честь святых Кирилла и Мефодия. На этот праздник приглашали учеников Бакуринской школы и Мохченского сельского училища. Обычно праздник заканчивался прогулкой в поле, где устраивались игры.

Церковь и школа сосредотачивали вокруг себя культурную жизнь населения Сизябска.

Сизябскую второклассную учительскую школу в разное время окончили: Филиппов Пётр Исидорович ( в 1900 г.), Артеев Иван Максимович (в 1901 г.), Артеев Дмитрий Максимович, Артеев Тихон Андреевич, Калинин Пантелеймон Григорьевич (в 1915 г.), Сметанин Степан Евлампиевич, Филиппов Кирилл Мартынович (в 1914 г.), Хозяинов Ипат Ипатович, Распутин Иван Антонович и многие др. учителя, которые впоследствии работали в школах Коми края, Архангельской и других областей, давали детям знания, учили доброму, вечному.

В 1916 г. Сизябская второклассная мужская школа была упразднена. Учительский класс с учителями и оборудованием был переведен в Карелию. В Сизябске осталось двухклассная церковно- приходская школа с 6-летним обучением.

Заключение.

Вторая половина 19-нач 20 вв. — период успешного социального-экономического и культурного развития Ижемского края. Развивались сельское хозяйство, оленеводство и торговля. Появились малые предприятия. дети коми крестьян тянулись к знаниям, а взрослые понимали необходимость грамотности и приобщали детей к учёбе. В крупных населённых пунктах Печорского уезда в разные годы открывались школы, в основном церковно-приходские, где коми детей учили грамоте.

Первоначально в школах работали приезжие учителя, но нужны были местные кадры и эта задача была возложена на Сизябскую благовещенскую церковь и открывшуюся при ней второклассную церковно-приходскую учительскую школу.

В течение 20 лет педагогическое учебное заведение Сизябска готовило специалистов для церковно — приходских, образцовых и школ грамоты.

Выпускники Сизябской школы в течение многих лет работали в школах нашего и других районов в дореволюционный период и до 50-х гг. 20в. Успешно повышали квалификацию и работали руководителями школ, заместителями по учебной работе, учителями — предметниками, заведовали и были инспекторами отдела образования. Среди выпускников Сизябской второклассной учительской школы есть основатели известных в районе учительских династий, насчитывающих до 5 поколений и имеющих общий педагогический стаж по несколько сотен лет.

Материалы из фонда «ИРИКМ»