Щельяюрский храм Кирика и Иулитты

Из исследовательской работы ученицы 11 класса  Кабардиной Анастасии «Щельяюрский  храм Кирика и Иулитты».
Научный рук. Ткачукова Оксана Николаевна, с. Щельяюр, 2010г.

Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулипа повторяла: «Я христианка и не принесу жертвы бесам»

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина (337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и выздоровлении больных детей.

Щельяюрский храм Кирика и Иулитты.

Нас все время пытаются убедить в том, что нравственные ценности в 21 веке изменились, что почитать родителей, любить Родину, служить Богу и людям, — безнадежно устарели. СМИ ежедневно нас убеждают в том, что в обществе современном три ценности: здоровье, неприкосновенность личности и частная собственность. Это конечно нужно человеку. А как же духовно-нравственные ориентиры?

Хорошо, что нам, нынешним школьникам, можно пройти ликбез духовно-нравственного просвещения в школе, на уроках истории. Учитель истории меняет наше отношение к духовным ценностям. Не через изучение Библии, а каким-то особым образом, но мы понимаем, что если слепой поведет слепых, то они упадут в яму. А еще нам становится ясно, что знать историю, это не просто знать отдельные даты, события, имена, а нужно еще ощутить дух времени, прикоснуться к нему. Я побывала в разных исторических местах (г.Владимир — Успенский собор, г.Суздаль -Спасо-Ефимьевский монастырь, полуостров Крым — Фороская церковь, г.Севастополь – Владимирский собор).  Но красоту и величие своего уголка и своего храма ни с чем не сравнить.

В далёком 1755 на холмистой земле, у берегов великой Печоры появились первые жители будущего посёлка Щельяюр. Место было выбрано людьми довольно удачно, река полна рыбы, лес дичи и ягод. Вслед за первой семьёй Рочевых из деревни Гам, потянулись и другие семьи различных сёл, так поселение стало разрастаться люди жили, трудились, добывали себе пищу, помогали друг другу.

К 1892 году в селе насчитывалось уже около 70 дворов. Дальнейшее существование жители не могли представить без церкви, ведь люди всегда знали: кому церковь не мать, тому Бог не отец. Церковь из покон веков была и остаётся матерью верующих христиан, она сближает людей друг с другом и конечно с Богом, поэтому собравшись всем селом, всем миром жители решили построить церковь. Для начала требовалось разрешение синода на постройку церкви. И вот благословление возведение получено. Чтобы начать строительство летом, уже весной нужно было позаботиться о материале на постройку. Первым делом встал вопрос о фундаменте, такой, что б века простоял, был прочным и качественным. Под фундамент было решено уложить большие камни, что лежат у подножия уральских гор. Для того чтобы привезти эти камни щельяюрцы, кто сколько мог, выделили лошадей с повозками.

Камни погрузили и уже почти довезли до поселка, как вдруг возникли трудности. Весенний лёд с лёгкостью мог провалиться под тяжёлым грузом. Люди спустились к берегу и молили Бога  о помощи. Как только повозка с будущим фундаментом достигла земли лёд рухнул. Это поистине было настоящим Чудом, о котором в наше время из всего посёлка знают и помнят очень мало людей.

Итак, фундамент есть, теперь необходим материал на постройку церкви. Семья Ануфриевых и Николай Фёдорович) имевшая большое стадо оленей. продала часть стада и купила на вырученные деньги лиственницу для строительства. Построить будущую церковь решили па холме, что находится посередине всех остальных, по своему положению он в самом сердце села, кроме этого высокий холм позволяет видеть церковь на многие километры.

Наша церковь построена в форме креста, что означает крест Христов основа Церкви и ковчег спасения для людей. Щельяюрский храм, в отличие от большинства православных храмов никогда не был окрашен в белый цвет, и это не случайно, он всегда был красного цвета. Темно- красный цвет в память мученического подвига святых мучеников Кирика и Иулитты, которые не отреклись от веры в Бога, за что и были убиты мученической смертью. Жители Щельяюра издавна почитали этих святых Кирика и Иулитту, потому и посвящена наша церковь именно им.

Первый иконостас для нашей церкви написали два человека, это супруги Вокуевы из села Усть-Уса. Первым священником в 1908 году стал о. Николай (Афанасьев Николай Алексеевич), казалось бы, церковь построена в 1900 году, а священник появился лить 1908, на самом деле 8 лет Щельяюрский храм окромлялся священнослужителями из Краснобора. В последующем, священниками в нашей церкви были: отец Василий (Тюрнин Василий Ильич – 1912 — 1914), так же отец Андрей (Михайлов Андрей Григорьевич – 1914).

На протяжении многих лет в нашем храме шли службы, люди принимали православие, крестили младенцев, венчались любящие люди, но вот пришла на Русскую землю вначале смута, а затем и произошла смена власти. Все 70 лет своего существования советская власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. По всей России стали закрываться храмы, священников сажали в тюрьмы, отправляли на каторгу. Священнослужители подвергались всевозможным ущемлениям семейно-бытового характера. Дети духовенства не могли получить образование выше начального, а за обучение должны были платить непомерно высокий налог. Священнослужители, как «нетрудовой элемент» наделялись жилплощадью в последнюю очередь, и жилищные условия духовенства были чрезвычайно плохи. Наш храм не миновала эта страшная участь, в 1930 году его закрыли в первый раз. Наш батюшка отец Андрей, похоронив жену ещё до этих страшных событий, заболел сам и проболев какое-то время, умер.

Жительница села, прихожанка церкви, простая женщина, не имеющая никакого образования Родионова Александра, (в народе её звали Сана-мать) не побоялась и поехала в Москву за разрешением на открытие Церкви. Встретившись с Калинином, смелая женщина получила разрешение и привезла его на родину.

1939 г Щельяюр                                    На переднем плане Родионова Александра Ивановна и Ануфриев Пантелеимон Аврамович..

Спустя два месяца Ануфриев Леонтий Фёдорович, однажды купивший материал для строительства церкви скончался, его успели отпеть в церкви, а на следующий день церковь вновь закрыли.

Храм закрыт… Службы проводить запрещено, постепенно всё разграбили, нет больше ни куполов, ни звонницы, ни икон, Словом ничего, что хоть немного напоминало бы прежний храм

Православных священников все эти десятилетия не было не только в Щельяюре и Ижме, но и на много тысяч километров в округе.

С 60-х годов по 80-е годы здание церкви использовали как сельский клуб. Здесь вначале ставили киноленты, а затем, начиная с 30-х стали проводить молодежные дискотеки. Много лет нашу церковь использовали как обычное помещение, забыв о её духовном предназначении.

Более 70-ти лет храм не использовался по своему истинному назначению, но вот прошло это время и в 1997 г. на Щельяюрской земле появились иеромонахи о. Родион и о. Гермоген. С этого момента началось возрождение храма Кирика и Иулипы. Появились и прихожане, даже спустя столько времени вера сохранилась в людях. Теперь Щельяюрский храм немой и слепой – без колокольного звона, без крестов и икон предстояло реставрировать, хотя в основном пришлось начинать с нуля. Менялся как внешний вид храма так и внутреннее убранство. Для начала очистили церковь от грязи и хлама. Появились и первые иконы. Стали проводиться службы с 1997 года. В 1998 году поставили ограду вокруг храма, в 2005 установили деревянный крест на крышу, в 2007 появилась прочная ограда которую затем покрасили, а в 2008 году покрасили здание церкви. В 2008 году приобретены иконы в иконостас греческого письма (иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна — Крестителя, Михаила Архангела). О. Гермоген служил в храме до 2006 года, затем его перевели в Усинск.  Целый год приход оставался без священника, несмотря на это, люди не забросили церковь, в ней по прежнему шли службы, так же продолжался и ремонт церкви.  Последние 3 года в нашем храме проводит службы о. Сергий из Сосногорска. В 2009 году наш храм посетил Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский. Пусть наша церковь не так богата, зато она необычайно чиста и благодатна, это можно почувствовать сразу, как только войдёшь вовнутрь.

Сегодня храму Кирика и Иулитты 117 лет. Это самое старое здание в нашем посёлке. Многое пережил он на своём веку, но остался. Как это замечательно, потому как это не просто часть древней культуры, но память, которая доносит до нас нечто большее. Этот храм хранит дух времени, который помогает вам чувствовать себя сопричастными к истории нашего Отечества, нашего края. Пусть очень многое изменилось, но ведь точно также в далеком прошлом мой прапрадед стоял здесь, как сегодня я, и обращался к Богу. И эта сопричастность, хранимая православными храмами, формирует на протяжении всей истории систему нравственных ценностей русского человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Газета «Вера», ПЯТЫЙ выггуск,2007 год

2) Национальный архив республики Коми. Архивная справка

З) Газета «Новый север»26 июля 2ООЗгод, октябрь 2009

4) Православные Богослужения таинства и обычаи.

5) Книга, посвящённая 250-летию посёлка Щельяюр

6) Историко-демографический справочник (населённые пункты Р.К.)

М. Наука 2001г.