Из исследовательской работы ученицы 10 кл. Артеевой Е.Н,
«Храм Христа Спасителя в деревне Бакур»
руководитель Канева Галина Михайловна, 2007 год .
В пяти километрах от реки Ижма расположена наша родная деревня Бакур. Она на высоком холме, с которого открываются виды на просторные луга, реку и многочисленные озёра, живописные леса за рекой, на село Ижма — наш районный центр.
Среди одноэтажных и двухэтажных деревянных, каменных и кирпичных сооружений Ижмы чётко выделяется величественный силуэт Преображенской церкви. Её купол с чешуйчатым покрытием возвышается над всеми постройками и напоминает нам о прошлом. Мы знаем, что такие же каменные церкви есть и в соседних сёлах: Сизябске и Мохче.
В настоящее время здания церквей сохранились. В Сизябской церкви в честь Благовещения 6-7 апреля ежегодно проводится служба. Сотни, а может даже и тысячи людей едут и идут нескончаемой вереницей. Со всего района люди собираются в церковь, зажигают свечи за здравие живых и упокой умерших родственников. Кому-то надо поблагодарить Господа Бога за жизнь, здоровье, помощь, кому-то нужно покаяться, кто-то хочет получить исцеление от болезней. По рассказам старожилов мы знаем, что совершив путь к Благовещенскому храму, человек может исцелиться. Поэтому в старину многие проходили многокилометровый путь даже на коленях, как бы повторяя путь Христа на Голгофу, в надежде на физическое и духовное воскрешение. На коленях они обходили храм и стояли на коленях до обедни. Среди взрослых всегда бывало очень много детей. В настоящее время и мы — школьники –
посещаем Благовещенскую церковь в этот большой праздник — праздник Бога. И задумались мы, почему у нас в Бакуре нет такого храма?
С этой целью мы обратились в Ижемский архив, обратились к старожилам села, к верующим, просмотрели книги и узнали много интересного. Оказывается, что в здании Бакуринского дома культуры в старину тоже был храм.
Бакуринский приход состоял тогда из деревни Бакур с церковью и деревни Варыш. До строительства церкви эти деревни входили в состав Ижемского, а потом Сизябского прихода.
Построили церковь всего за 8 лет, с 1867 по 1875 год, а с 1893 года Бакуринский приход стал самостоятельным. Жителей в нём на 1 января 1893 года было 816 человек мужского пола и 814 человек женского пола.
Здание возведено на средства крестьян. Каждый человек вносил свой вклад. В Бакуре в то время было много богатых оленеводов, которые давали на строительство храма личных оленей, деньги. Одним из таких щедрых людей был Агафон Маркович Артеев. Он имел солидное оленье стадо и пожертвовал на строительство храма 200 оленей. Большую помощь в строительстве церкви оказал местный купец Терентьев Тимофей Деомидович, прозванный за несметные богатства «Миллионом». Он дал большую сумму денег на строительство церкви, а потом и школы в нашей деревне. Похоронили их, а также многих других бакуринцев возле церкви. На их могилах были установлены мраморные плиты, до тридцатых годов были десятки таких могил. До настоящего времени надгробья не сохранились. К сожалению, не сохранилось ни одной фотографии церкви, и пришлось восстанавливать картину по рассказам старожилов. Внешний вид Бакуринской церкви нарисовал ученик 11 класса Терентьев Юрий.
Церковь деревянная. Брёвна на строительство готовили всей деревней:
рубили топорами, тащили из лесу на лошадях, поднимали сруб на каменном фундаменте. На передней части кровли, над алтарём красивый купол в честь Христа Спасителя, на задней – деревянная колокольня. В ней был один большой колокол и несколько маленьких. В обыденные дни колокол звонил 2 раза, в праздничные дни – З раза. Колокол оповещал также и о пожарах, о несчастье, звал народ на помощь. И всякий раз звон отличался. Он бывал торжественным или тревожным, резким или спокойным, радостным или мелодичным. Жители села хорошо отличали один звон от другого и понимали голос колоколов. Ведь звон был слышен даже в соседних сёлах. На колокольню вела лестница, которая находилась у входа с левой стороны. В тридцатые годы звонарем работал Чупров Дмитрий Митрофанович.
С самого начала здание было обшито вагонкой и покрашено в белый цвет. Оконные проёмы большие. Фронтоны украшены выступами прямоугольной формы. Вход в церковь с западной стороны. Перед входом колонны. С южной стороны был отдельный вход в маленькую комнатку для сторожа. В 20-30-е годы сторожем служили Репин Семён Лукич и Артеев Егор Арсентьевич. Вокруг церкви была красивая ограда.
Церковь освящена в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя и является престольным для этой церкви. В клировой ведомости за 1900 год помечено, что храмовый праздник Бакуринского прихода 16 августа (по старому стилю). Также был освящён придел в честь святого Прокопия. Бакуринцы глубоко почитали этого святого, день которого отмечается 21 июля. В дни этих праздников в Бакуре собирались люди из близлежащих сел на богослужение.
По рассказам Артеева Николая Михайловича, Артеевой Матильды Васильевны, Чупровой Анастасии Дмитриевны, Рочева Ивана Михайловича и других наших бабушек и дедушек мы представили внутреннее убранство храма. Рисунок сделан учеником 11 класса Семяшкиным Анатолием.
Войдя в церковь, человек попадает сначала в первую половину храма с низким потолком. С двух сторон здесь стояли печи, которые топил сторож. В этих печах работники церкви пекли проскур (хлеб, который мелкими кусочками давали верующим). С правой стороны у южной стены стоял стол, покрытый скатертью. На этот стол люди клали дары храму, деньги. Ставили тарелки с выпечкой для поминок. На противоположной стене справа было распятие Христа, рядом висела икона Богоматери. Перед ними стоял подсвечник. Это распятие сохранилось до наших дней. Хранится оно в доме Ольги Семёновны Каневой, на чердаке. Мы ходили посмотреть на него. Хозяйка нам рассказала, что это распятие хранится у них уже больше шестидесяти лет. А нашла его свекровь Ольги Семёновны у ручья недалеко от церкви. Оказывается, распятие было разобрано на части. По приказу Канева Ильи Николаевича (Каля Илля) его выкинули возле ручья. Верующие, чтобы спасти распятие от уничтожения, унесли к реке и там спрятали, а как стемнело, тайком принесли в дом Канева Анания Алексеевича. Говорят, это сделала Канева Агния Васильевна (их невестка) с сыном Гавриилом. Семья Каневых была большая, верующая. Сам хозяин Ананий Алексеевич был активным, предприимчивым, организовал выделку шкур, имел свой магазин. Ездил по России, продавал, а взамен привозил различный товар. Он был глубоко верующим. Решил добраться до Иерусалима, побывать на святой земле, поклониться святыням. Сначала из Бакура один добрался до Нарьян-Мара, оттуда на пароходе до Архангельска, с Архангельска до Москвы. А с Москвы с другими паломниками добрался до Иерусалима. Возвратился через 2 года. Привёз иконы, церковные книги. До сих пор многие бабушки приходят к распятию, чтобы помолиться, и зажигают свечи.
Передняя часть храма имеет высокий потолок. С потолка свисали огромные паникадила со свечами. Стены полностью покрыты иконами. Над «царскими вратами» была икона «Тайная вечеря», на которой 12 апостолов с Иисусом Христом, среди них Иуда, который впоследствии предал Христа. Иконостас в З или 4 ряда. Оклады многих образов были серебряными или золотыми.
Церковный хор стоял по обе стороны от алтаря. Это место по коми называется «кырлӧс». Николай Михайлович рассказал нам, что в хоре пел его отец Михаил Ефимович Артеев. Он рос без родителей, постоянно ходил в церковь, жил по божеским законам. Всю жизнь он проработал в оленеводстве, и за этот нелегкий труд был награжден Орденом Ленина. А в 1946 году его избрали депутатом Верховного Совета СССР. Вполне может быть, что в хоре участвовали и дети, которые, став взрослыми, создали мужской хор. Голос этого хора слышали не только жители нашей деревни, но и в Республике и России: они часто выезжали за пределы района. Побывали даже в Москве и получили приз — граммофон.
Активное участие в жизни церкви принимали мужчины. В церковные притчи выбирали мужчин достойных, стойких, работящих, нравственно крепких, тех, кто не боялся трудностей в деле служения Богу.
В церкви осуществлялись все уставные таинства: крещение (крестили всех новорожденных), венчание, отпевание, соборование. На каждой литургии проводилась исповедь, а затем причастие.
Стихотворение Ф.Тютчева «В храме» помогает нам представить ту картину, которую мы никогда в жизни не видели, и почувствовать ту атмосферу.
Сумерки, тени, лампады мерцанье,
Запах горящих свечей,
Лики святые ласкает сиянье
Их быстрокрылых лучей.
Слово молитвы, церковное пение,
дым в алтаре голубой.
В сердце смущение, в сердце томление,
Очи покрыты слезой.
В храме я вижу молитву народную,
Крепнет здесь вера моя.
Жизнь осмысленной, цель благородную
Здесь обретаю вновь я.
Анастасия Дмитриевна рассказала нам: «Мою сестру домну крестили в церкви. Крестный, крестная и я понесли ее в церковь, раздели. Поп закрыл ей личико, трижды окунул в воду и дал крестному. Затем все ходили вокруг купели с водой (поп, крестный, крестная с ребенком). Поп читал молитву, мазал «миром» лоб, ладошки и ступни ног маленькой».
Матильда Васильевна поведала нам о своей матери такую историю: «Моя мать не хотела замуж, потому что жених пил. Но её заставили. Горько было на сердце невесты. Венчали молодых в нашей церкви. Невеста была в красивом сарафане из дорогой материи, на голове «юр ной», украшенный бисером. Жених в новой косоворотке и новых сапогах. Над их головами держали венец. В честь новобрачных пели молитвы. После венчания стало на душе легко и спокойно. А молодой муж перестал пить. И жили они душа в душу и родили четверых детей. Да вот только проклятая война разлучила их, разлучила навсегда».
По рассказам бабушек, в те времена часто свирепствовали эпидемии, как среди людей, так и скота. По этому случаю организовывался крестный ход от Бакуринской церкви до с.Сизябск и в деревню Варыш. Во главе крестного хода шли священнослужители, и на протяжении всей дороги читались молитвы. Болезни после этого прекращались.
Перед началом сезонных работ (пахоты, жатвы, молотьбы, сенокоса) в церкви проводились службы — специальные молебны, чтобы испросить у Господа помощи и благополучия.
19 августа люди приносили часть своего урожая для освящения. Это могло происходить и дома: священник сам обходил деревню. Он освящал не только урожай, но и огороды и дома.
В местечке Кустыш стояли три больших креста, которые оберегали деревню от всякого зла. Возле этих крестов проводили молебны в начале выпаса скота. Хозяева приводили своих коров и лошадей, а священник окроплял их священной водой и молил Господа сохранить весь скот. В северном конце деревни, возле дома Канева Ивана Захарьевича, тоже стоял крест. Кресты охраняли деревню с обоих концов.
Для обучения детей 5 октября 1894 года открылась церковно-приходская школа. Учительницей состояла девица Серафима Андреевна Нечаева. В год открытия школы за парты сели 25 мальчиков и 15 девочек. При церкви была собрана богатая библиотека.
В 1894— 1901 годах законоучителем Бакуринской ЦПШ состоял Павловский Иоанн Петрович. Он также занимал должность псаломщика Бакуринской Спасской церкви.
Некоторое время священником здесь работал Николай Прокопьевич Иванов (отец Колодешниковой Ольги Николаевны, Заслуженной учительницы школ Коми АССР, проработавшей в нашей школе более 40 лет). В 1913 году им был выпущен букварь на ижемском диалекте. Иванов немало сил приложил для открытия ЦПШ в соседнем селе Мохча. Был председателем по строительству школ в Бакуре и Сизябске. Все родственники Николая Прокопьевича (прадед, отец, братья) были священниками.
Дети того времени до сих помнят то, что им давали в детстве, что они учили к большим церковным праздникам. Вот и Николай Михайлович прочитал нам стихотворение.
Давно погасла в зимнем дне
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Пастухи к нему пришли
до утренней поры,
Мудрецы преподнесли
Свои дары.
Царь младенцев убивал,
Убийцев наградя,
Ангел священный спасал
Священное дитя.
И проповедуя любовь,
И правду божества,
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.
Давно погасла в зимнем дне
Восточная звезда,
Но не забыто на Земле
Рождение Христа.
Большую заботу об улучшении деятельности церкви проявлял церковный староста П. А. Рочев, в 1899 году награжденный серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте.
По данным клировой ведомости за 1917 год в штате церкви были священники и псаломщик. Церковной земли значилось 600 кв. сажен, пахотной — 1 десятина и сенокосной —5 десятин. Церковь полностью содержало местное население.
Много лет священником в Бакуре служил Иосиф Иванович Распутин. За безвозмездный труд по всеобщей переписи 1897 года награжден бронзовой медалью. Распутин пользовался авторитетом среди верующих. Свидетельство этому то, что в октябре 1917 года на общем собрании гласных он был избран представителем Мохченского волостного земского собрания. С июля по октябрь 1917 года волостные земства в Печорском уезде были созданы повсеместно. Членами их в основном были изб рань’ зажиточные крестьяне. Созданные волостные земства, хотя оказались на короткий период административными органами укрепления крестьянства в волостях, не сыграли практически никакой роли в решении основных вопросов в борьбе за землю и свободу. Вместо земства в Мохче в феврале 1918 года стал Совет.
И.И. Распутин не принял Советскую власть.
В канун Октябрьской революции псаломщиком в Бакуринской церкви работал И.И. Распутина Константин. С октября 1913 года он обучал детей в Бакуринском классном училище и одновременно состоял законоучителем в Варышевском одноклассном сельском училище Министерства народного образования. К. И. Распутин в 1927 году лишен избирательных прав.
Второй сын И.И.Распутина – Николай Иосифович, иерей. В 1906 году окончил двухклассное приходское училище МНП в селе Бакур. Определен псаломщиком Кипиевской Стефановской церкви. В 1915 году призван на действительную военную службу, служил писарем.
В конце 1917 года вернулся в село Бакур, где служил его отец. В декабре 1918 поступил добровольцем в белую армию, служил ротным писарем, журналистом при штабе капитана.
Люди любили свою церковь, дорожили ею, всем селом содержали её. Хотели они построить новую церковь, каменную, как в Ижме, Мохче и Сизябске. Для этого оленеводы выделили 6 тысяч оленей. Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться – помешала Первая мировая война 1914 года.
Отделение церкви от государства после Октябрьской революции лишило Духовенство политической, экономической и социальной роли в обществе. Духовенство, как и рядовые верующие, подвергались репрессиям вплоть до физического уничтожения.
Артеев Иоанн Иванович, иерей, родился 10 ноября 1886 года в деревне Бакур в крестьянской семье. В 1900 году закончил Ижемское двухклассное училище, в 1902 школу псаломщиков в Архангельске. В 1903-1904 годах работал законоучителем в Мохченском приходском училище, в 1904 году — учителем пения, с 1912 по 1917 год был законоучителем в Мохченской церковно-приходской школе. После гражданской войны вернулся в родное село Бакур, где был священником церкви Христа Спасителя. В 1922 году его арестовали и осудили на 1 год лишения свободы за неточное исполнение распоряжений местной власти — собрание без разрешения. Но через два с половиной месяца освобожден по амнистии. В 1937 году был арестован и Павловский И.П., бывший законоучитель Бакуринской ЦПШ, служивший в то время священником в деревне Большое Галово. Обвиняли его в том, что он «проводит контрреволюционную агитацию среди колхозников, высказывая мнение о скорой перемене существующего строя и падении Советской власти»
В годы гонения на церковь до его закрытия священнослужители продолжали свою службу. В праздники, как и прежде, обходили дома с крестом и образом. Те, кто встал на сторону богоборцев, старались всячески оскорбить, унизить священника, плевали на образа, крест и учили этому детей.
В 30-ых годах повсеместно разрушались церкви, чтобы ничто не напоминало людям о православии.
В 1936 году по приказу власти решили убрать колокольню и со Спасской церкви. Крест спустить никто не решался, было боязно. Ведь всё население в то время было верующим. Но нашлась смелая женщина, жительница местечка Гагара Терентьева Серафима Кесаревна, которая работала в колхозе бригадиром. Спустила она крест, а вскоре заболела и от сильных болей скончалась.
Колокол тоже сняли и отдали на выплавку.
Все иконы и святыни из храма были сняты и выброшены в кучу около церкви для уничтожения. Верующие очень переживали, глядя на всё это и, рискуя своей жизнью, спасали церковное добро. Ночью тайком уносили домой иконы. Рочева А.Д. рассказала нам, что ей в то время было 11 лет. Она ночью сходила три раза к этой куче и спасла 3 иконы, принесла их под малицей домой. Ведь на ребёнка никто не обращал внимания. Эти иконы хранятся в домах у Анастасии Дмитриевны и её сестры Павлы и Домны. Таким же образом было спасено и распятие.
В доме у Борисовой Полины Харлампиевны есть дарохранительница. Это стеклянная коробка, внутри которой должен был находиться макет церкви (воспоминания матери Полины Харлампеевны). Но судьба макета нам неизвестна. А вот коробка сохранилась.
Родственники Артеева Егора Михайловича рассказали, что Егор Михайлович, чтобы спасти от уничтожения, отправил целый сундук с иконами в Нарьян-Мар.
Мы узнали, что распоряжения по поводу уничтожения икон и церковной утвари давал Канев Илья Николаевич (Каля Илля), который был в то время большим начальником. Он участник Гражданской войны, политкомиссар. Принимал участие в борьбе с православием. Имел семью, сыновей. В дальнейшем его судьба сложилась так. Первый сын жил в Сыктывкаре, попал под машину и сразу умер. Второй сын тоде рано умер. Жена работала на сельхозработах и во время выкорчевывания деревьев ее убило тросом трактора (за Варышем, возле леса).
Илья Николаевич добился большой пенсии – написал письмо Ворошилову.
Жил очень одиноко, единственным увлечением было чтение, выписывал много газет.
Делать уборку в доме приходили школьники.
Так в одиночестве и болезнях доживал свой век.
Но большинство икон были уничтожены или валялись где-то в оврагах. Здание церкви было передано под нардом, а потом клуб. В настоящее время там Дом культуры.
Нам, подрастающему поколению, надо знать об этом. Ведь в этом святом месте часто поем и танцуем, ходим туда на дискотеку. Многие молодые люди нередко ведут себя неправильно: сквернословят, кричат, приходят в нетрезвом виде. Не понимая того, что это большой грех. Хорошо было бы, если бы для отдыха и развлечений построили новый Дом культуры, а здесь открыли действующую церковь.
Изучая историю нашего храма в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, встречаясь со старыми людьми, мы раскрыли для себя многие уроки нравственности. Поняли, что в пору их детства люди были добрыми, честными и морально устойчивыми, потому что у них была вера, Вера в Господа Бога. Все меньше и меньше остается с нами тех, кто сохранил верность Богу, которую впитал в детстве; тех, кто прожил в страшное атеистическое время, когда запрещали вслух произносить имя Господа.
Но как весна сменяет зиму, так и наступили новые времена, и мы осознаем, что нужно вернуться в православную веру, к нашим корням. А значит, чтобы снова плыл колокольный звон над землей Ижемской.