Из исследовательской работы учениц 11 класса Овчинниковой Ирины,
Чупрова Анастасии, Ануфриевой Ольги, руководитель:
Лодыгина Татьяна Альбертовна, 2009 г.
«Времен связующая нить:
Ластинская Трехсвятительская церковь»
В нашем районе в каждом селе нашими прадедами были построены церкви. После революции многие из них были разрушены, во многих церквях устроили складские помещения, многие были отданы под сельские клубы…
Одной из таких церквей была и есть Ластинская, одна из красивейших построек деревянного зодчества.
По нашему мнению одной из проблем духовного воспитания подрастающего поколения является то, что с детских лет в детских садах, школах воспитывая в человеке духовность, нравственность, любовь к родному краю, взрослые люди позволяют себе, не задумываясь, посещать святое место с целью отдыха и развлечения, чем противоречат сами себе. Конкретный пример тому — история Ластинской Трехсвятительской церкви.
С 1937 года здание Ластинской церкви отдано под сельский клуб и до сих пор здание церкви служит сельчанам не духовным символом, а развлекательным центром. Хотя в наше время православие активно поддерживается государством, но, тем не менее, властям нет дела до того, в каких целях используется церковное помещение. Жители деревни пытались решить эту проблему, но не смогли, так как цена вопроса упирается в финансы.
Данная ситуация побудила нас провести исследовательскую работу. Нам очень хочется узнать и рассказать людям историю Ластинской церкви. Мы надеемся, что этим исследовательским и в то же время социальным проектом мы сможем повлиять на сознание людей и обратить внимание властей к данной проблеме.
Слово о Ластинской церкви.
Ласта была основана в 1764 году. Значение слова Ласта (с перевода с коми языка) «низменный, ровный, в пойме реки находящийся, заливаемый вешними водами луг». Деревня Ласта названа по названию угодья. В былые времена, когда леса еще не были вырублены, реки Сэбысь и Ижма полноводными веснами полностью заливали долину от Кырьяга до Ластинского кряжа, где расположено селение. Основали селение Канев, Филиппов и Хозяинов. В 50-е года ХIХ века Ласта считалась селом богатых оленеводов. Селение имело тогда около 70% больших двухэтажных домов.
Состоятельные оленеводы братья Василий, Автоном, Феофан и Георгий Каневы взялись осуществить идею строительства храма в Ласте.
С основания деревни ластинцы в весенние и осенние половодья годами не могли ходить в храм Преображения Господня в Ижму исправлять церковные требы: исповедоваться-причащаться, отпевать покойников, крестить младенцев, венчаться, молиться в двунадесятые праздники, в Пасху и Рождество. Много лет они добивались разрешения иметь свою церковь, что за рекой Сэбысь. И вопреки сопротивлению причта Ижемской церкви, от открытия вблизи еще одной церкви, терявшей денежные и иные выгоды, и жалования, Архангельская духовная консистория в 1866 году выдала разрешение на строительство храма. Главными организаторами строительства, сбора средств, крупными жертвователями на церковь были вышеупомянутые братья.
Возведение храма началось 17 августа 1867 года и к осени 1869 года завершено. В строительстве храма наряду со специалистами приняли участие все жители деревни. После отделочных работ и устройства Иконостаса храм освятили 18 января 1871 года во имя Трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С тех пор ластинцы молились и церковные требы в своем деревенском храме исполняли. До 13 ноября 1881 года Ластинская церковь считалась самостоятельной и относилась Архангельской епархии, а Ласта считалась волостью. Но по ходатайствам Ижемского прихода Ластинская церковь 1881 году стала приходской Ижемской волости согласно указу Святого Синода.
В штате церкви числился священник с жалованием 294 рубля и псаломщик с жалованием 98 рублей в год.
Первым священником Ластинской церкви с 1892 г. по 1900 г. служил Владимир Алексеевич Зуев — сын священника Архангельской епархии. В 1887 г. окончил Архангельскую духовную семинарию, служил псаломщиком в Михайло-Архангельской церкви и диаконом Архангельской Рождественской церкви. Владимир Алексеевич, знающий «Ижемское зырянское наречие», в свои 29 лет стал священником церкви и законоучителем Ластинской школы грамоты. Через восемь лет за незаконный поступок по службе был осужден. Активным помощником в богослужении Владимира Алексеевича была ровесница и жена Сусанна Васильевна, выпускница Архангельского епархиального училища.
В 1900 г. священником Ластинкой церкви стал 43-летний Никандр Георгиевич Порфирьев, выпускник Архангельской духовной семинарии, зконоучитель Сизябской церковно-приходской школы. Приехал Никандр Георгиевич с 36-летней женой Екатериной Стефановной и с 8-летним сыном Андреем.
Псаломщиком Ластинской церкви с 1 890 г. был назначен 32-летний Евфимйй Гаврилович Канев, сын ижемского крестьянина, получившего домашнее образование. После службы в армии приехал в Ласту с ровесницей женой Натальей Николаевной и двухлетним сыном Леонидом. Наталья Николаевна, дочь Архангельского мещанина, неграмотная, принимала участие в работе Ластинской церкви.
В 1900 г. Указом Архангельской духовной консистории исполняющим обязанности псаломщика в Ластинский приход был определен 37-летний Дмитрий Стефанович Попов, сын крестьянина Вологодской губернии. Полицейский урядник Печерского уезда Дмитрий Стефанович (1885-1900) пожалован Высочайше серебряной медалью на Аникской ленте, 29.08.1893 г. медалью на грудь. В 1905 г. Д.С. Попов умер в Ласте. Его жена Пелагея Алексеевна Бронникова была на 10 лет моложе мужа, приехала в Ласту с детьми: Ниной 1 год; Ириной — 3 года; Александром — 5 лет; Еленой — 8 лет. Пелагея Алексеевна родилась 24.08.1873г. в с.Пыелдино, в шестом поколении родословного древа Ивана Алексеевича Куратова. Отец Пелагеи Алексей Иванович Бронников был женат на Анне Ивановне Куратовой, дочери Ивана Петровича Куратова, родного брата Алексея Петровича Куратова, отца поэта.
В 1916 г. псаломщиком-диаконом Ластинской церкви стал Мартин Петрович Канев, сын крестьянина, 1881 года рождения. В 1900 г. после окончания Сизябской церковно-приходской школы работал учителем в с. Промово и через 5 лет был назначен псаломщиком Промовской церкви и еще через 10 лет переведен в с. Ласту с 32-летней женой Матреной Семеновной.
На основании статьи «Церкви Ижемского района» Хатанзейский Н.К. С.14
Клировая ведомость гласит, что в 1900 году в Ласте было 67 домов. В церковных документах Ласта считалась селом. В марте 1893 года в Ласте была открыта школа грамоты, которая помещалась в церковной паперти.
В том же году обучались в ней 21 мальчик и 4 девочки. Обучал по всем предметам местный священник В.А. Зуев. У церкви была своя библиотека, насчитывающая более 100 книг.
Согласно, клировой ведомости за 1917 год церковь имела капитал в сумме 8658 рублей. Церковной земли было 1157 кв. сажен, пахотной 2 десятины и сенокосной 8 десятин. Одна десятина = 1,09 га, один сажень = 2,13 м. Но земля использовалась неважно. В 1917 году причт получил от земли убыток в 400 рублей.
В 1917 году в Ласте было 79 домов, в них проживало 366 мужчин и 369 женщин.
В 30-е годы началось изъятие церковных ценностей в Фонд помощи голодающим России. Усть-Сысольская комиссия по изъятию ценностей посылала телеграммы в адрес Ижмо-Печерского уездного исполкома, просила как можно быстрее и больше собрать серебра, золота и других ценностей.
Изъято было внутреннее убранство Ластинской церкви: серебряные сосуды, позолоченные кресты, священнические облачения, иконостас. 14 июня 1936 г. была закрыта, разрушили завершения над храмовой частью и колокольней. В 1937г. здание было отдано под колхозный клуб.
Деревянные церкви нашего района имели в основном один тип: они небольшие, одноэтажные, большинство их одноглавые со встроенной колокольней. Церковь в Ласте на каменном фундаменте, трехчастная, с пятистенной апсидой. Привлекает внимание колокольня. Её вид напоминает такие ампирные образы, как известная колокольня в Грузине Новгородской области. Средний ярус её получил наклонные плоскости. Арочные проемы верхнего яруса красивых пропорций здесь являются органической частью композиции.
В первый раз нам довелось посетить данную церковь в сентябре этого года. Мы были удивлены: церковь сохранилась в отличном состоянии, только не было купола и шпиля.
Церковь внутри делится на три части: притвор или паперть у входа, где раньше стояли оглашённые или кающиеся, затем средний храм, то место, на котором молятся и, наконец, алтарь.
Церковь и колокольня были построены из лиственницы, которую вырубали недалеко от самой деревни. Само здание, обшивка, полы, потолки — всё было выполнено из этого дерева. Благодаря этому, здание церкви до сих пор находится в отличном состоянии.
Входя в здание клуба, мы попадаем в помещение, на левую руку дверь, ведущая к лестнице на колокольню, справа заколоченная дверь, за ней теперь кабинет директора клуба, а раньше там находилась комната отдыха служителей церкви. Через центральную дверь мы попадаем в раздевалку клуба, раньше стояли оглашенные и кающиеся. Огромные окна освещают помещение среднего храма, на сегодняшний день гам находятся танцевальный зал и места для зрителей. Здесь хорошо сохранились 2 печи по углам, они имеют округлую форму и до сих пор в рабочем состоянии. Место алтаря теперь занимает сцена. Вместо украшенных иконами стен — холодные, голые, белые стены.
Для устойчивого положения колокольни углы ее были укреплены брусом. На верхний ярус колокольни можно взобраться по узенькой лестнице. Поднимаясь по этой лестнице, нельзя не заметить, как светятся здоровьем бревна. Через небольшой проем мы попадаем на верхний ярус. Пол верхнего яруса четырехскатный, пологий. Мастера знали, что это убережет пол от гниения. Через четыре арочных проема открывается прекрасный вид на всю деревню. Крыша колокольни в виде купола, на нем стоял шпиль, который впоследствии был снят.
Ограда.
Церковная ограда была также выполнена из лиственницы и хорошо сохранилась. Столбы связаны между собой основанием, на поперечные перекладины забит штакетник, заостренный сверху.
Трехсвятительная икона
Информант Зоя Михайловна Лягутко,
1941 года рождения, уроженка д.Ласта.
В деревне Ласта мы познакомились с 3.М. Лягутко, много лет проработавшей учителем и интересующейся историей деревни. Она нам рассказала много интересного, а именно об истории центральной Трехсвятительной иконы.
По ее словам после того как здание церкви передали клубу, некоторые иконы были уничтожены, некоторые были тайно вынесены из храма прихожанами. Долгое время люди не знали о судьбе главной иконы.
Только спустя 40 лет, икона была найдена. В здании клуба печь пришла в негодность, решено было ее разобрать. Разобрав печь, рабочие увидели квадратную доску, велико было их удивление, когда они ее перевернули — на ней: был лик трех святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Элатоуста. Ее туда спрятал человек, всей душой преданный церкви, сторож. В данный момент эта икона находится в кабинете администрации клуба. Зоя Михайловна отметила: местные жители считают, что именно эта икона оберегает деревеньку, которая отделена от центра речкой Сэбысь, от пожаров и других бед. Ведь весной, летом, осенью нет возможности помочь местным жителям, так как отсутствует мост.
Информант Канева Эльвира Петровна,
1952 года рождении, уроженка д. Ласта, директор клуба.
В ее кабинете висит Трехсвятительная икона. Она рассказала нам, что каждый раз, вытирая влажной тряпкой пыль с иконы, икона становилась светлее, преображалась. Но спустя некоторое время она снова темнеет. Создается такое впечатление, что икона тяготится тем, что происходит в стенах церкви и вбирает в себя все негативное.
Колокол.
Информант 3оя Михайловна Лягутко.
После того как в 1936 году закрыли церковь местным управлением решено было снять колокола с колокольни. И те люди, которые участвовали в этом кощунстве, впоследствии умерли насильственной смертью. Но один маленький колокол оставили, он созывает людей при пожарах, при несчастьях.
Могильные плиты.
Рядом со зданием церкви мы увидели могильные плиты. На них были выбиты имена. Мы поинтересовались, что это за плиты. Оказывается, что здесь захоронены люди, построившие Ластинскую церковь.
Встреча с жителями Ласты.
Предварительно договорившись с администрацией клуба д.Ласта, в ноябре месяце, мы организовали встречу с деревенскими жителями. Смогли прийти не многие, из-за сильного мороза. К нашему удивлению, пришли и пенсионеры, школьники и молодые люди. Всего собралось 23 человека. Перед выступлением мы раздали присутствующим анкеты и закладки:
Хотите ли ВЫ, чтобы Ластинскую Трехевятительную церковь восстановили?
После представленного нами проекта, между слушателями началась дискуссия. Мы заинтересовали их своим выступлением, одни были за восстановление, считая, что это необходимо не только для них, но и для подрастающего поколения. Другие же были против, аргументируя это тем, что никто на это не выделит деньги, так как населения в деревне мало и церковь не сможет сама себя содержать. Они считают, что только благодаря клубу здание церкви так хорошо сохранилось, и они сомневаются: сможет ли церковь найти необходимое финансирование на содержание здания.
В конце мероприятия мы попросили написать отклик о нашей исследовательской работе, на что они охотно согласились.
По итогам анкетирования, мы получили такие результаты:
17 человек – за восстановление
6 человек — против восстановления церкви
Заключение.
«Времен связующая нить: Ластинская Трехсвятительская церковь» такое название своей работе мы дали потому, что церковь является той нитью, которая связывает прошлое и настоящее. Наших прадедов, которые построили церковь, и нас.
Для написания этого проекта, мы съездили в Ласту, посетили церковь и попытались найти как можно больше информации, в чем нам помогли старожилы деревни, краеведы района и работники Ижемского районного музея. После проведенной исследовательской работы, мы организовали встречу с ластинцами, что бы поделиться с ними найденным материалом и узнать их отношение к возможному восстановлению церкви. Мы рады, что люди откликнулись на нашу исследовательскую работу. Было очень приятно услышать слова благодарности. И уже с найденной информацией и итогами проведенной работы, мы завершили этот проект.
Нам очень жаль, что Ластинская церковь, так хорошо сохранившаяся, используется не по назначению. С одной стороны, храм, где человек может приобщиться к богу, привести в порядок душу, раскаяться в собственных грехах, и с другой стороны, клубное помещение, где проводятся развлекательные мероприятия и увеселительные программы. Нам хотелось, чтобы храм вернулся к своему предназначению, чтобы прохлада деревянных стен храма и весь их стройный облик внушали прихожанам ощущение чистоты, гармонии, покоя и умиротворяющей радости. Надеемся, что когда-нибудь ластинцы услышат малиновый звон колоколов, зовущий их на богослужение. И для этого мы донесем до людей всю необходимость в реставрации и возрождения церкви в Ласте.