Мохченская Вознесенская церковь с приделом Иоанна Предтечи построена согласно указу духовной консистории от 16 февраля 1830 года. Строительство закончилось в 1838 году.
Здание церкви с внешней стороны имело вид креста. Престолов в нем было три: в главном холодном храме в честь Вознесения Господня, в теплом – с южной стороны в честь Собора Иоанна Предтечи, с северной стороны – в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии.
Церковь сильно вытянута по горизонтали за счет низкой удлиненной трапезной. Бесстолпный двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан был двухъярусным барабаном с главкой. Боковые фасады здания четко членятся пилястрами. Сухость силуэта отчасти смягчало украшение окон каменными наличниками с полуциркулярным завершением. По второму ярусу восточной, алтарной стены, над апсидой, пущен аркатурный пояс, в котором некогда помещалась роспись.
Трехъярусная высокая колокольня того же времени стояла отдельно, как в обычае было ставить колокольни на Ижме. Отчасти это объясняется традицией, идущей от народного деревянного зодчества, отчасти неудачами при возведении на Ижме колокол над папертью – они проседали, давали трещины и их приходилось разбирать. Колокольня не сохранилась.
Ф. А. Тентюкова в своей книге “Из прошлого Коми края” вот как описывает архитектурные качества этого храма: “Церковь одноэтажная. К основному четверику примыкают пятигранная апсида и трапезная в двумя боковыми приделами в одну четверть цилиндра, которые надвигаются на храмовую часть. Двусветный храм перекрыт сводом. Световой барабан и луковичная глава с крестом… Архитектура здания смешанная: от стиля барокко – форма завешенной колокольни и храма, ниши “второго света” надвигаются на храмовые приделы до классицизма – сдержанные строгие плоскости… На фасадах рисунок карнизов утонченный, графичный, но не сухой. Красивы каменные своды трапезной с их четкими гранями».
В интерьере храма была стенная живопись, выполненная в 1889 году художником Александром Шишевым.
В Гос. архиве Республики Коми хранятся клировые ведомости Вознесенской церкви за многие годы. Они гласят, что в 1875 году в Мохче для обучения детей открыто сельское училище, в котором в 1893-1894 годах обучалось 65 мальчиков и 11 девочек. В октябре 1897 года в Мохче начала свою деятельность женская церковно-приходская а школа, где в 1900 году обучалась 41 девочка. Здание для этой школы построил на свои средства местный крестьянин, церковный староста Федор Филиппович Сметанин, награжденный двумя серебряными медалями “За усердие”. Учила многие годы девочек Мария Гривцова. Она же организовала хор девочек, учила играть их на разных музыкальных инструментах.
В 1917 году в штате храма было три человека: священник, дьякон, псаломщик. Церковь имела 3 десятины и 484 кв. саженей пашни, 24 десятины и 1124 кв. саженей сенокосных угодий /1 дес. = 1,09 г,1 саж. = 2,13 м./ Утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно. В 1894 году свеч было продано 17 пудов и 30 фунтов, в 1900 году – 22 пуда.
В клировых ведомостях за 1917 год записано, что кроме указанных учебных заведений в Мохче были еще 4-классное высшее начальное училище, начавшее свою деятельность с 1 сентября 1910 года и 2-классное приходское училище Министерства народного просвещение /организовано в 1907 году/. В 1916-1917 учебном году в 4 классном училище обучалось 80 мальчиков и 20 девочек, в 2-классном – 140 мальчиков.
В 1897 году в России проходила перепись населения. В проведении ее в населенных пунктах Печорского уезда самое активное участие принимали местные священники. Псаломщик Мохченской церкви Н.И. Истомин за активное участие в переписи населения был награжден специальной медалью.
Православная церковь представляла определенную экономическую силу, проявляла заботу о развитии края. Церковь ведала вопросами просвещения, регистрацией актов гражданского состояния. Среди священников Печорского уезда было немало таких, которые проявляли большую заботу о развитии грамотности местного населения. В 1873 году священник из Мохчи П.Михайлов писал: “Тринадцатилетняя жизнь и служба в Мохчинском приходе порядочно познакомили меня с языком зырян. Тут я общался с зырянами и по части народной медицины: в известных наружных и внутренних болезнях подавал им возможную помощь Михайлов не только хорошо изучил язык местных жителей, но и составил правила и таблицы по изучению ижемско-зырянского языка с указанием особенностей его. Свой труд он назвал “Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка”. Издана эта работа в Архангельске в 1873 году.
В связи с этим следует напомнить, что переводческой комиссией Архангельского епархиального комитета православного миссионерского общества составлены были “Азбука для зырян и ижемцев”, “Славяно-русско-ижемский словарь”, которые рекомендованы распространять среди коми для понимания ими православного богослужения и использования священниками для преподавания Закона божьего и составления проповедей”. /”Архангельские епархиальные ведомости” 1901 г. № 8/
Церковные служения в Мохче проходили пышно, привлекали большое внимание прихожан. В соответствии с указом синода от 13 января 1888 года в селениях Мохчинского прихода ежегодно 11 июня устраивался крестный ход в «память о прекращении в 1886 году сотового падежа»
В 1922 году в фонд помощи голодающим Поволжья началась кампания по изъятию церковных ценностей. Из Коми области поступали телеграммы, чтобы как можно быстрее и больше собрать серебра и золота, других ценностей. В адрес Ижмо-Печорского уездного исполкома 9 июня 1922 года поступила телеграмма, которая гласила: “В Галове, Щелъяюре ценности изъяты, в Красноборе часть осталась”.
Но дело шло трудно. В телеграмме, адресованной Усть-Сысольской комиссии по изъятию ценностей, Ижмо-Печорский исполком сообщал: “…в Ижемской и Мохченской церквях осталось изъятию 5 пудов, 9 фунтов и 48 золотников /имеется ввиду золота и серебра/, а изъято 27 фунтов 25 золотников. Группы верующих протестуют изъятию, как раз особо почитаемых, ходатайствуют отстрочить изъятие до осени, заменяя таковых золотом и серебром экспортными товарами путем сбора” /Гос. архив Республики Коми фонд 8, оп.1, ед.хр.19, л.1З/.
Последним священником в Вознесенской церкви был А.А. Колчин. В мае 1925 года он лишен избирательных прав. В 1927 году подготовлены документы о закрытии Вознесенской церкви.
Н.К. Хатанзейский, краевед
Материалы из фондов МБУК «ИРИКМ»