3-я седмица по Пасхе, 16-22 мая.

Христос Воскресе!
Желаем душеполезного чтения!
Преподобный Феодосий, игумен Киево-ПечерскийПреподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский 16 мая

Понедельник

3 мая ст.ст.

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286). Преподобного Петра чудотворца, еп. Аргосского (X).

Преподобного Феодосия , игумена Киево-Печерского (1074).

Священномученика Николая пресвитера (1941).

Икон Божией Матери: Киево-Печерской иконы Успения, принесенной из Царьграда (1073), Печерской
(с предстоящими Антонием и Феодосием  Печерскими) (1085) и Свенской  (1288).

Послание к евреям:
сравнение Ветхого и Нового Завета

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Толкование святителей Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского

  • «Занимающиеся яствами» — те, кто следует строгому соблюдению правил о еде, не принося никакой пользы для души.
  • «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» — в новозаветном таинстве Евхаристии мы имеем доступ к бескровной жертве Животворящего Тела. Люди Ветхого Завета не имели такой возможности.
  • «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» — так как Иисус Христос пострадал вне врат Иерусалима, то выйдем и мы к Нему вне врат — то есть не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием.
  • «Будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» — люди Ветхого Завета приносили овец и волов, отдавая их священнику. Мы же будем приносить не что-либо подобное, а благодарность и подражание Христу во всем, сколько возможно.

Евангелие от Матфея:
будем учиться у Господа кротости

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Some ImageМученица Пелагия, дева Тарсийская 17 мая

Вторник

4 мая ст.ст.

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290).

Преподобных Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV).

Священномучеников Иоанна пресвитера и Николая протодиакона (1943) (ниже отрывок из жития).

Старорусской  иконы Божией Матери (1570).

Деяния святых апостолов:
проповедь Филиппа в Самарии

Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе.

Евангелие от Иоанна:
беседа о духовной пище

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Some Image

Из жития священномученика Николая Тохтуева

Об отце священномученика

Отец будущего священномученика Николая, Василий Николаевич, был трудолюбивым земледельцем и хорошим хозяином. На своем поле он добился значительных урожаев, позволивших ему поправить хозяйство и выстроить новый дом.

В тридцать лет крестьяне избрали Василия волостным старшиной и затем выбирали на эту должность четыре раза в течение двенадцати лет. На этом посту он стал известен как энергичный и справедливый человек.

Узнав, что богатый мужик из соседнего села едва ли не до смерти бьет свою жену, он неожиданно застал его как раз в тот момент, когда тот собирался приступить к этому занятию; мужик пытался оправдаться, но Василий Николаевич спокойным тоном ему заявил, что если он хоть пальцем тронет свою жену впредь, то по приговору волостного правления ему будет устроена за избиение жены публичная порка. Стыд перед публичным позором отрезвил мужика, и он изменил свою жизнь. Впоследствии он вместе с женой пришел благодарить Василия Николаевича «за науку».

Слава о необыкновенном волостном старшине быстро распространилась за пределы волости, и в 1906 году Василий Николаевич был избран в 1-ю Государственную Думу от Осинского уезда.

Some ImageПервая Государственная Дума 

В Думе он не примыкал ни к каким партиям, присматриваясь и осмысливая происходящее, и, когда через три месяца Дума была распущена, он не присоединился к ее революционной части, а уехал домой.

Простое чудо святителя Николая

Через три дома от Тохтуевых жила раба Божия Ольга Ивановна, она была женой кузнеца – пьяницы и дебошира. Ольге Ивановне приходилось переносить много обид от своего мужа, который ее беспощадно бил и издевался над ней.

Ольга Ивановна была человеком глубокой веры и несомневающегося упования на Господа. Во всех трудных обстоятельствах, которых у нее было немало, она обращалась к Господу и Его святым.

Однажды ее муж пришел домой ночью пьяным и уже на дворе разбушевался. Ольга Ивановна, не зная, как справиться с буйством мужа, попросила святителя Николая: «Никола-угодник, что-то я себя сегодня плохо чувствую, больная вся. Отведи его руку». А муж в это время вошел в дом, снял тулуп и приготовился бить жену. Занес над ней кулаки – и вдруг в окно постучали. Он бросился посмотреть – нет никого. Он снова стал приступать к жене с кулаками – снова раздался стук в окно, но только уже сильнее. Он опять глянул в окно – нет никого. От охватившего его страха он мгновенно протрезвел, велел жене подать ужин, а затем, не сказав ни слова, лег спать.
Some Image

Письмо священномученика Николая в НКВД

«…Вот уже двадцать три года существует советская власть, и я ничем не проявлял себя враждебным по отношению к ней. Был всегда лояльным, исполняя все распоряжения власти, налоги всегда выплачивал исправно, дети мои учатся в советской школе. И вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью…

И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.

Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись… Разве так Христос заповедовал нам жить? – да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».

Читать житие на сайте fond.ru

Икона Божией Матери «Неупивамая чаша»Икона Божией Матери «Неупивамая чаша» 18 мая

Среда

5 мая ст.ст.

Великомученицы Ирины (I-II век).

Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1422). Преподобномученика Ефрема Нового (1426) (Константинополь).

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878) (подробнееоб этой и других иконах Божией Матери).

Деяния святых апостолов:
дар Духа не покупается

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
Евангелие от Иоанна:
Христос пришел, чтобы воскресить нас

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Some Image
Праведный Иов Многострадальный
19 мая

Четверг

6 мая ст.ст.

Праведного Иова  Многострадального (ок. 2000-1500 до Р.Х.).

Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха  и Дионисия  (ок. 362).Мученика Варвара, бывшего разбойника (IX).

Прп. Михея Радонежского (1385). Прп. Иова Почаевского (1651).

Послание к галатам:
что значить поступать по духу

Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Как исправлять другого?
(толкование Иоанна Златоуста)

  •  «Вы, духовные, исправляйте такового» — апостол не сказал «наказывайте», или осуждайте», но — «исправляйте».
  • «В духе кротости» — не сказал просто «кротостью», но — «в духе кротости», показывая тем, что это угодно и Духу, и что способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный.
  • «Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — апостол предупреждает о духовной опасности: исправляющий другого должен наблюдать за собой, чтобы не возгордиться.
  • «Носите бремена друг друга» — невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков. Поэтому апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки.
  • Например, тот вспыльчив, а ты сонлив. Сноси же его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. В результате и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело.
  • Так и в нашем теле: если кто станет требовать от всех членов одинакового служения, то тело не устоит. Так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Евангелие от Иоанна:
верующий в Бога живет вечно

Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.

Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Some Image
Преподобный Нил Сорский
20 мая

Пятница

7 мая ст.ст.

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351).

Преподобного Иоанна  Зедазнийского и 12 его учеников —основателей грузинского монашества (VI).

Преподобного Нила Сорского (1508).

Обретение мощей Нила  Мироточивого, Афонского (1815).

Послание к коринфянам:
Божия премудрость выше житеской мудрости

Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

Евангелие от Иоанна:
вечную жизнь дает Причастие

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Some ImageАпостол Иоанн Богослов
и его ученик Прохор
21 мая

Суббота

8 мая ст.ст.

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).

Преподобного Арсения Великого (449-450).

Преподобного Пимена постника (XII) и Арсения трудолюбивого (XIV), Печерских.

Мученика Никифора (1942).

Послание апостола Иоанна Богослова:
как иметь общение с Богом

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

Евангелие от Иоанна Богослова:
перенося скорби, мы подражаем Христу

Сие заповедаю вам: да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

Some ImageСвятитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских  22 мая

Воскресенье

9 мая ст.ст.

Неделя 4-я по Пасхе,
о расслабленном
. Глас 3.

Пророка Исаии (VIII до Р.Х.).

Праведной Тавифы (I век). Мученика Хрисофора (III век).
Преподобного Шио Мгвимского (VI век, Грузия).

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).

Преподобного Иосифа  Оптинского (1911). Священномучеников Димитрия и Василия, пресвитеров (1939).

Послание к евреям:
апостол призывает повиноваться священникам

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Евангелие от Иоанна:
о расслабленном

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
Some Image

Святитель Феофан Затворник
о связи грехов и болезней

Грех совершается в душе и прямо делает ее больною. Но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая.

Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога — Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения.

Больному, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь и благодетельному действию лекарств. Слышно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Святых Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.
Евангелие от Луки:
как переносить оскорбления, бедность
и духовное бессилие

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

Some Image

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая
из Мир Ликийских в Бар

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

Читать дальше
Тропарь святителя Николая, глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
Кондак святителя Николая, глас 3

Взыде, яко звезда, от востока до запада/ твоя мощи, святителю Николае,/ море же освятися шествием твоим,/ и град Барский приемлет тобою благодать:/ нас бо деля явился еси чудотворец изящный,// предивный и милостивый.