ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА.

Logo
Чтобы нас спасти,
Богу зачем-то нужно
умереть на кресте…

Зачем?

Давайте попробуем
приблизиться к этой тайне
с помощью Евангелия и святых отцов.

Some Image

Арест

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад. Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я;

Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут,
да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его.

(Евангелие от Иоанна, глава 18)
Some ImageАрхиепископ Аверкий Таушев

Пришедшим было внушено, что они должны будут взять Иисуса хитростью, осторожно, так как Он имеет приверженцев, которые могут за Него вступиться.

И вдруг Он открыто, как бы ничего не боясь, говорит: «Это Я!» Эти слова Христовы заключали в себе для врагов Его потрясающую силу. И неожиданность такого ответа и сила духа, проявленная в нем, произвели на пришедших необыкновенное действие: они отступили назад и пали на землю.

Some Image

Суд над Богом

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Тогда наконец он предал Его им на распятие.

(Евангелие от Иоанна, глава 19)
Some ImageСвятитель Кирилл Александрийский

Простой народ стесняется зол, причиненных Христу. Быть может, он припоминал совершенные Им чудеса. Поэтому книжники первые начинают обвинение и возжигают ярость подчиненного им народа к беззаконным жестокостям. Так как простой народ не получали руководства от вождей к познанию Христа, то и погиб и впал в гибельное безрассудство по отношению к Нему.
Some ImageБлаженный Феофилакт Болгарский

Пилат более слаб и боязлив, чем зол. Вот и теперь, смотри: делу он придает вид исследования и суда, а во всем действует слабо. «Се, — говорит, — Царь ваш»: ни Иисуса не осуждает, ни иудеев прямо не обличает, но как бы упрекает их в клевете.

«Вот, — говорит, — какого человека вы оговариваете в домогательстве царства над вами — человека бедного и не думающего искать этого». Так говорит Пилат, но без настойчивости и твердости, и без борьбы за истину.

Some Image

Казнь Бога

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

(Евангелие от Луки, глава 23)
Some ImageСвятитель Николай Сербский

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают». На Кресте, в объятиях смерти, весь изгибаясь от боли, Господь исполнен заботы о спасении людей. Он оправдывает людей их неведением. Он молится о разбойниках, которые Его гвоздями прибивают и копьем пронзают. Он и распятый соблюдает Свои великие заповеди, данные людям: заповедь о непрестанной молитве, заповедь о милосердии, заповедь о прощении, заповедь о любви.

Из-за каких мелочей мы бываем злопамятны! За какие мелочи гневаемся и мстим! И это мы, всякий день навлекающие на себя гнев Божий преступлением Его святых заповедей — нечистыми ли мыслями, нечистыми ли вожделениями, неправедными ли делами!

Никто из нас не может называться человеком, не будучи человеколюбив. Только человеколюбие может сделать нас людьми, истинными и настоящими людьми. Тщетно мы взираем на распятого Господа, тщетно слушаем Его последнюю молитву о грешниках — если нет в нас человеколюбия, то и мы входим в разбойничью шайку, неправедно осудившую и убившую Его.

Так пусть же нас наполняет не только восхищение Господом Человеколюбцем, но вместе с тем и стыд, настолько, насколько сия молитва со Креста относится и к нам.
Some Image

Покаяние разбойника

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Евангелие от Луки, глава 23)
Some ImageСвятитель Николай Сербский

Один разбойник, испуская дух, злословит Сына Божия: «если Ты Христос, спаси Себя и нас»; другой же молится Господу: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»! Крестные муки у одного убили и тело, и душу; а у другого убили тело и спасли душу. Крест Христов одному был в соблазн, а другому — во спасение.

О, благодать Божия, помоги нам, прежде нежели мы осудим этих разбойников, распявших на кресте Господа любви, рассмотреть свою собственную жизнь и исследовать, не принадлежим ли и мы к той самой разбойничьей шайке. Всякий грех — злодеяние против Бога, и всякий, кто совершил хотя бы один-единственный грех, входит в число разбойников, то есть рабов сатаны.

Так пусть же никто в муках не ропщет, дабы муки не стали ему не ко спасению, а к погибели; но да освещает мрак страданий размышлением о своих грехах, покаянием и молитвою. Только так муки будут ему не к погибели, а ко спасению.

Some Image

Завещание Христа

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

(Евангелие от Иоанна, глава 19)
Some ImageCвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

Нельзя было оставить большего вразумления нам о святости отношений родственных и дружеских. В самом деле, размыслите: если Сын Божий, до самой смерти Своей, являлся любвеобильным Сыном Своей Матери, постоянным другом Своего ученика, то что может уволить вас от исполнения святого долга любви к нашим присным по родству и дружбе?

Когда крест не воспрепятствовал сделать завещания, обеспечивающего самое земное состояние оставляемой Матери, то что может препятствовать нам печись о судьбе тех, кои останутся после нашей кончины? Апостол Павел давно заметил и изрек, что нерадящий о присных своих, отрекся от веры и хуже неверного (Первое посление к Тимофею, 5:8).

Смысл крестных страданий

Some ImageСвятитель Лука Войно-Ясенецкий (Крымский)

Не для того нужна была жертва, чтобы умилостивился Бог. А страшная жертва принесена Христом потому, что Бог смилостивился над нами.

От чего именно искуплены мы Кровию Христовой? От суетной жизни, которую унаследовали мы от отцов наших, от жизни в суете мирской, жизни душевной, а не духовной, в забвении величайших задач жизни нашей.

Вот глубочайшее и святейшее значение жертвы Христовой: Он отдал плоть Свою на умерщвление для того, чтобы в великом таинстве причащения мы ели Плоть Его и пили Кровь Его. Чтобы молекулы Его Тела стали молекулами плоти нашей и Кровь Его святая, вместе с нашей кровью, текла в жилах наших; чтобы таким образом стали мы причастны к Богочеловечеству и воскресил Он нас в последний день, как чад своих.

Some Image

Чем же мы, убогие, воздадим Ему за безмерную любовь Его и страшную жертву Его — чем? Он Сам ответил нам на этот вопрос: Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите. Изольем же любовь свою и слезы свои на мертвое тело Его, лежащее пред нами на Святой Плащанице, и все силы души своей направим, прежде всего и больше всего, на соблюдение заповедей Его.
Some ImageСвятитель Игнатий Брянчанинов

Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братья, в домы наши, и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши.

Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения.

На эту любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстьми и похотьми; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта любовь растворила скорби их Божественным утешением.

Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего — сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приимет от нас. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Евангелие от Иоанна, 14:23-24).