Установление Евхаристии
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Евангелие от Матфея 26:26-28
Блаженный Феофилакт Болгарский
Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением.
Также для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление Своего тела, то есть умерщвление, и не негодует на это, как на нечто недобровольное.
Благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали Тайны Христовы с благодарностью.
Говоря: «сие есть Тело Мое», показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: «сие есть образ», но «сие есть Тело Мое». Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом.
Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нам преподается хлеб, хотя на самом деле это — плоть.
Прощальная беседа с учениками
Иисус сказал:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Евангелие от Иоанна, 13:34-35
Святитель Кирилл Александрийский
Господь наш Иисус Христос возлюбил нас больше Себя Самого.
Будучи в равенстве с Богом и Отцом, он не снисшел бы к нашей ничтожности, не подвергся бы столь тяжкой смерти плотской за нас, не перенес бы заушений иудейских, позора, осмеяния — если бы не возлюбил нас гораздо более Себя Самого.
Такое и нам повелевает иметь расположение, чтобы совершенно ничего не ставить выше любви к братьям: ни славу, ни богатство. Без всяких колебаний даже умереть, если потребуется, чтобы спасти ближнего в беде.
Евфимий Зигабен, византийский богослов
Есть древняя заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Ветхий Завет, книга Левит, 19:18). Но заповедь, данная Христом, больше той. Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта повелевает любить больше, чем самого себя. Потому что Иисус Христос так возлюбил нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас.
Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов. И Сам Он любил всех учеников, так что не только не ненавидел Иуды, который злоумышлял против Него, но даже возмутился духом вследствие печали об его погибели.
Профессор Александр Павлович Лопухин
«Любите друг друга» — это значит, что среди последователей Христа не может быть людей, которые не были бы нам близки, что всех мы должны любить, как ближних своих.
Нужно, конечно, начинать с любви к людям, нам родным по духу и происхождению, но затем идти всё дальше и дальше в расширении сферы любви, которая должна непременно возвыситься до степени любви ко всем людям, даже и к нашим врагам. |