ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ.

Logo
В Великий Четверг
мы вспоминаем Тайную вечерю,
беседу Спасителя с учениками
и Его молитву в Гефсиманском саду.

Давайте еще раз прочтем
об этих событиях и их значении
для нашего спасения.

Some Image

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.

Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками.

Евангелие от Матфея, глава 26

Тайная вечеря — это Пасхальный ужин Христа с учениками. Вечеря называется тайной, потому что Христос собрал круг только ближайших учеников, говорил с ними о божественных вещах — духовной жизни, жертвенной любви, событиях после распятия — и установил таинство Евхаристии.

Some Image

Умовение ног ученикам

Иисус влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Евангелие от Иоанна, 13:3-17
Some ImageСвятитель Кирилл Александрийский

С корнем вырывает Спаситель из наших душ гордость, как постыднейший из пороков. Ничто так не разделяет братьев и друзей, как ненасытное пожелание пустяшных отличий.

Недуг этот не иначе можно было уничтожить, как посредством научения считать себя ниже других по достоинству и ставить себя в качестве раба, не боясь исполнять самое подобающее рабу служение. Заметь в самом деле, сколь унизительно это служение, разумею с точки зрения мирских нравов и внешних обычаев.

Итак, образцом скромного и смиренного настроения для всех людей, а не для одних учеников, стал Христос.

Some Image

Установление Евхаристии

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал:
пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Евангелие от Матфея 26:26-28
Some ImageБлаженный Феофилакт Болгарский

Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтобы и нас научить приносить хлеб с благодарением.

Также для того, чтобы показать, что Он с благодарностью принимает преломление Своего тела, то есть умерщвление, и не негодует на это, как на нечто недобровольное.

Благодарит, наконец, и для того, чтобы и мы принимали Тайны Христовы с благодарностью.

Говоря: «сие есть Тело Мое», показывает что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал: «сие есть образ», но «сие есть Тело Мое». Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя и кажется нам хлебом.

Так как мы слабы и не решились бы есть сырое мясо и человеческую плоть, то нам преподается хлеб, хотя на самом деле это — плоть.

Прощальная беседа с учениками

Иисус сказал:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Евангелие от Иоанна, 13:34-35
Some ImageСвятитель Кирилл Александрийский

Господь наш Иисус Христос возлюбил нас больше Себя Самого.

Будучи в равенстве с Богом и Отцом, он не снисшел бы к нашей ничтожности, не подвергся бы столь тяжкой смерти плотской за нас, не перенес бы заушений иудейских, позора, осмеяния — если бы не возлюбил нас гораздо более Себя Самого.

Такое и нам повелевает иметь расположение, чтобы совершенно ничего не ставить выше любви к братьям: ни славу, ни богатство. Без всяких колебаний даже умереть, если потребуется, чтобы спасти ближнего в беде.
Евфимий Зигабен, византийский богослов

Есть древняя заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Ветхий Завет, книга Левит, 19:18). Но заповедь, данная Христом, больше той. Древняя заповедь повелевала любить ближнего, как самого себя, а эта повелевает любить больше, чем самого себя. Потому что Иисус Христос так возлюбил нас, что и Самого Себя не пощадил, а умер за нас.

Спаситель заповедует любить всех, даже и врагов. И Сам Он любил всех учеников, так что не только не ненавидел Иуды, который злоумышлял против Него, но даже возмутился духом вследствие печали об его погибели.
Some Image Профессор Александр Павлович Лопухин

«Любите друг друга» — это значит, что среди последователей Христа не может быть людей, которые не были бы нам близки, что всех мы должны любить, как ближних своих.

Нужно, конечно, начинать с любви к людям, нам родным по духу и происхождению, но затем идти всё дальше и дальше в расширении сферы любви, которая должна непременно возвыситься до степени любви ко всем людям, даже и к нашим врагам.

Some Image

Гефсиманская молитва

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Евангелия от Матфея, 26:36-39
Some ImageПреподобный Ефрем Сирин

«Если возможно, да минует Меня чаша сия».
Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась.

Some ImageСвятитель Иоанн Златоуст

Когда говорит: «Если возможно, да минует Меня», то показывает этим Свое человеческое естество; словами же: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты», показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы.

Проповеди в Великий Четверг

Смирение и сребролюбиеСмирение и сребролюбие

Иеромонах Павел (Щербачёв)

Великий венец всех добродетелей – смирение. Его явил Господь наш Иисус Христос, умыв ноги ученикам Своим, заповедуя творить сие друг другу.

Слушать

Вечеря вечностиВечеря вечности

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Мы все знаем о вечности, но мы должны понимать, что именно в этот момент, на Тайной Вечери Христовой, человеческая душа соприкасается с вечностью.

Слушать