Расписание

В Ижемском храме Успения Пресвятой Богородицы в воскресенье 14 февраля с 17 часов – Всенощное бдение, а в понедельник 15 февраля с 9 часов Божественная Литургия в Храме Сретения Господня д. Гам

Ныне отпущаеши раба
Твоего Владыко, по глаголу
Твоему с миром (Лук. 2, 29)

Когда воплощенному Сыну Божию, имже вся быша, пришло время явиться на земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков – встретить Его чудесное всеспасительное явление, и возвестить его миру, — и во первых Вифлиемские пастыри безсловесных стад, осведомленные о том от Ангелов небесных, засвидетельствовавших громко Божество и человечество рождшагося Христа; потом – исполненный Духа Святого старец священный Симеон, которому было обещано от Бога, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Это сретение Симеоном и празднует ежегодно св. Православная Церковь, а встречную песнь его Спасителю мира повторяет ежедневно за вечерним Богослужением. Ее вы все знаете, — она начинается словами: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое.

Праведный старец благословил Бога-младенца и Матерь Его, и сказал Ей: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение преракаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления (Лук. 2, 34-35). Во такое событие ежегодно воспоминает и празднует Церковь святая в назидание и спасение наше.

Чему учит нас праздник Сретения Господня? – Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях Своих (Псал. 144, 13). Он обещал еще Адаму и Еве, всеродно падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, именно благословенное Семя Жены, которое сотрет гласу змия человекоубийцы, что исполнилось, исполняется ежедневно и будет исполняться до самаго скончания мира, доколе будут рождаться и жить на земле люди верные и верующие в Бога и Христа Его, ибо чрез них Он, Христос, попирает и стирает главу змия,- Таковы были патриархи, праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные и все святые, — таковые есть и ныне между правоверными, побеждающие древнего змия, обольщающаго всю вселенную (Апок. 12,9)

Во вторых праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет на встречу только к делающим правду, или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон,- потому что Он пришел на землю для того, чтобы исполнить всякую правду (Матф. 3,15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякаго беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.

Господь подался и почил на руках праведного Симеона, а на руки грешнаго человека Он не подался бы и не возмог на них носиться; ибо какое общение правды с беззаконием, света со тьмою – Христа с велиаром (2Кор. 6, 15)? Так и ныне Христос не может обитать в сердце и теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.

Торжественных сретений или встреч Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько, при жизни Христа на земле. Так Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами – златом, ливаном, и смирною; встретил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешнаго Владыку твари, освятившаго для нас крещением Своим воды, — Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с ваиями и ветвями древесными народ Еврейский, при пении: благословен грядый во имя Господне (Матф. 21, 9) Встретил Сам Христос Бог св. жен мироносиц по Своем воскресении из мертвых: и се Иисус, срете их, глаголя: радуйтеся (Матф. 8, 9); встретил на пути двух учеников, шедших в Еммаус и шел с ними до селения. — Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ея появляются в открытых царских дверях св. Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Кроме того, бывают ежедневно у верующих и благочестию живущих христиан внутренния, тайны сретения, т.е. встречи Господа в душах во время молитвы, тайной или явной, при усердном покаянии, когда к кающейся душе приходит Христос тайно и утешает ее, отечески объемлет ее, примиряется с нею, вселяется в нее, особенно при искреннем причащении св. Христовых Тайн Тела и Крови Его. Но бывает и жалкая, плачевная разлука человека со Христом, когда душа христианская впадает в вольные или невольные грехи , напр. в скверные, неверные, лукавые, хульные помыслы, или в гордость, самолюбие, неверие истине Евангельской, когда в неверии отвергает Бога и совсем отступает от Него, хулит Его, как сталось это с богохульником графом Толстым и многочисленными последователями его, Толстого. На них сбылось пророчество Симеона Богоприимца, изрекшего Пресвятой Деве достопамятные слова: се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили; сбылось относительно падения их и востания некоторых из них, но не Толстого. – Но это прежде всего сказано о тогдашних книжниках, фарисеях и саддукеях, а затем и о нынешних ложно ученых, именующихся христианами. Христос для Толстого сделался камнем преткновения.

Далее, всякий раз бывает жалкая, несмысленная разлука наша с Богом при падении в разные грехи – блуда, прелюбодейства, злобы, зависти, невоздержания, пьянства, неповиновения, своеволия, буйства, ругательства и сквернословия; корыстолюбия и сребролюбия, и разные другие грехи; — и если человек умирает во грехах нераскаянно, — он навеки разлучается со Христом и сочетавается с диаволом, коему уподоблялся и окончательно уподобился в жизни, — и наследует одинаковую с ним участь – муку вечную.

Последнее сретение Господа будет во второе и страшное Его пришествие, когда Он приидет в страшной славе Своей и Отца небесного со всеми ангельскими силами: и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и когда взрыдают перед Ним все племена земная (Апок. 1,7).

Апостол Павел к Солунянам писал. «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздусе , и так всегда с Господом будем (1 Сол. 4, 16-17)

Будем же встречать Господа здесь, на земле, доколе живы, в покаянии и добродетели душами чистыми и нескверными, пребывая во взаимной любви и делании всякой правды, чтобы и второе пришествие Его встретить в радости и водвориться на веки в царствии Его. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтского Андреевского собора Протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева (проповедь от 15 (2) февраля 1902 года)