Краснобор: церковь во Имя Воскресения Христова или Храм Божий в Красноборе

Из исследовательской работы учащихся  6 кл.

Бессоновой К.М.,Сметанина М.В.

«Краснобор: церковь во Имя Воскресения

Христова или Храм Божий в Красноборе».

Научный рук.:Рочева Любовь Леонидовна, с. Краснобор, 2010 г.

В 1830 году первосвященник Аарон побывал в Ижемском краю. К нему обратились крестьяне из Краснобора и Вертепа с просьбой дозволить им построить в деревне Краснобор деревянную церковь во имя Воскресения Христова. Для будущего причта они согласились отвести потребное количество земли и на содержание его пожертвовали 2000 рублей. Первосвященник Аарон назначил место для будущего храма и 18 марта 1830 года водрузил на том месте крест.

Но грунт на том месте оказался слабым. Первосвященник Георгий, посетивший деревню Краснобор в марте 1832 года, избрал новое место для постройки храма. В том же году были начаты работы по строительству церкви окончены в 1833 году. В церемонии освящения приняли участие два архимандрита, местный благочинный и первый приходский священник Сергей Иоивлев.

Так как берег, на котором стояла церковь, каждогодно подмывался водою, то по просьбе прихожан была построена новая церковь во имя Воскресения Христова, оснащенная в июле 1878 года. Из разобранного здания бывшей церкви в 1880 году построили трехъярусную колокольню 17 саженей вышины /без шпиля/. Крестьяне села Дибож /так раньше называлась д. Большое Галово/ Матвей и Иван Каневы купили на свои средства колокол весом 51 пуд и 30 фунт. Крестьянин из Краснобора Федор Терентьев на собранные им от односельчан деньги купил другой колокол весом 30 пудов и 23 фунта. Иконы были нарисованы крестьянином Яренского уезда Е.Я. Поповым. Но потом иконостас обновлялся.

В 1862 году в селе Краснобор открыто сельское училище, в котором в 1894-1895 учебном году обучались 52 мальчика и 5 девочек.

В клировой ведомости за 1917 год отмечено, что здание церкви во имя Вознесения Христова, освященная в 1878 году и колокольня на каменном фундаменте, покрыты железом. У церкви имелось пахотной земли 2 десятины и 1800 сажен, сенокосной – 22 десятины, усадебной земли З десятины. Священником в тот год был Владимир Алексеевич Колмаков. До назначения на эту должность он четыре года работал учителем в Диюрской сельской школе. Работая священником он несколько лет был законоучителем в Красборском высшем начальном училище и одновременно –  учителем в Красноборском одноклассном приходском училище. В 1925 году в год своего 70-летия он был лишен избирательных прав.

Службу псаломщика выполнял Владимир Никифорович Канев, родом из Ласты. В указанном звании был утвержден в 1912 году. В 1914 году был мобилизован в армию, где и вступил в партию большевиков. В январе 1918 года В.Н. Канев с помощью других 6ывших фронтовиков организовал партийную ячейку в с.Краснобор.

Красноборская церковь была довольно богатой. На трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из них весил 69 пудов и 38 фунтов. В церкви имелось три больших серебряных креста с позолотою 84 пробы, одно большое евангелие с позолоченной медной обложкой, два больших евангелия с посеребренной медной обложкой, дарохранительницы, различные блюда, кадила, подсвечники и многое другое из чистого серебра. Немало было позолоченных изделий. Высоко ценились иконы Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Святого великомученика Георгия, Саваофа.

Очень интересна история сохранения икон, которые имеются в церкви.

Рассказывает Александра Григорьевна Мишарина, жительница села:

«Мы с сестрой Парасковьей были еще маленькими, где-то 8-10 лет, но заходили в церковь. Дети есть дети. Тогда в этом здании размещался склад, но он часто пустовал.

Как-то мы забрались на чердак по узкой лестнице и увидели там несколько икон. Лежали они ликами вниз, видно, просто их сюда забросили.

Рассказали об этом матери, Марине Савельевне Семяшкиной. Мать наша была очень набожной. Всем нам приговаривала, что без божьего ведома у человека ни один волос не упадет.

Она попросила нас принести эти святые вещи домой, чтобы сохранить их.

Мы с сестрой принесли иконы, мать их почистила, вымыла и поставила в безопасное место.

Прошли годы, мы стали взрослыми, завели свои семьи и уехали из родного села.

Дом свой пришлось продать, а иконы мы передали знакомым на хранение. Мы твердо верили, как и мать, что они еще будут востребованы, что будут еще перед ними молиться верующие.

Вначале я жила в Троицко-Печорске, а потом мы переехали в Нарьян-Мар. Муж был речником, плавал на Печоре. Но потом болезни стали одолевать, и решила вернуться в свое родное село. Когда узнала, что церковь в селе стали восстанавливать, сразу же сообщила, что сохранилось несколько икон. И вот они оберегали свое настоящее место».

Вот так, благодаря простым коми женщинам, удалось сохранить эти православные святыни.

Сохранились не только они. Чудесным образом сохранился и крест, который был на куполе в те времена, когда этот храм был в числе действующих.

История сохранения этого креста тоже необычна и интересна.

Когда снимали его с купола, а вернее, просто сбросили, он даже погнулся и некоторое время лежал возле церкви. Ночью мужики из семьи Терентьевых (Чумак рӧд) принесли его домой, выпрямили и спрятали в хлеву, сверху набросали дрова.

И крест тоже занял свое место»

А вот как рассказывает про лиственницы, посаженные около церкви, Зинаида Терентьева, уроженка села Краснобор, ныне живущая в с. Помоздино Усть-Куломского района. Приводим выдержки из статьи «Гажӧй бырӧ» из газеты «Коми му»: «При входе в село в глаза бросаются огромные лиственницы. Они были посажены в 1905 году. До гражданской войны в Красноборе проживала купеческая семья Терентьевых: трое сыновей и три дочери. Дольше всех прожил у купца сын Иван. Осенью 1905 года Иван просил привезти с истоков Печоры маленькие лиственницы. Деревья привезли и посадили вокруг своего дома, возле сельской церкви, а в центре села был посажен целый парк. Вместе с лиственницами был привезен и один кедр. Он растет до сих пор, но вековые лиственницы своими огромными ветками закрывают его. Слуги Ивана ухаживали за деревьями, поливали, заботились о них. Три лиственницы высохли, не успев вырасти, а остальные тянутся ввысь, к небу. Весной, особенно после дождя, веет от них душистый аромат. В 60-х годах возле лиственниц построили детский сад. В жаркие дни ветви лиственниц дают прохладу и под ними, в тени ветвей, хорошо играть маленьким детям. На лиственницах строят свои гнезда птицы, даже в дуплах живут белки, как будто по-своему бросают шишки, словно играют с детьми.

Когда еще могла приезжать в свое село, всегда восклицала: «Здравствуй, Краснобор! Здравствуйте, лиственницы, радующие глаза и дающие силы!» [1;3]

На одной из встреч с журналистами «районки» генеральный директор ПО «Изьва» О.М. Терентьев рассказал сотрудникам редакции о реставрационных работах, которые провели работники этого предприятия в бывшей церкви в Красноборе. Причем, не как подрядчики, а как меценаты.

Здание церкви с внешней стороны покрашено, построена новая паперть (кстати, такая, как посоветовал отец Гермоген, служивший тогда в Щельяюре).

Большие работы проведены и внутри церкви. Разобран верхний этаж, который ранее был приспособлен под библиотеку (на первом располагался Дом культуры). Внутри все покрашено, оборудован алтарь, установлено электропитание.

Каждое воскресенье стараются в церкви верующие помолиться Богу, есть в храме и иконостас, хотя икон пока мало. Уже с утра храм к их услугам. Церковь и сельский Дом культуры находятся рядом. В этом тоже есть целесообразность — ведь, по сути, они во многом выполняют одну и ту же роль по духовно-нравственному воспитанию и взрослых, и подрастающего поколения. Наверное, поэтому и курирует православный храм работник культуры Татьяна Прокопьевна Терентьева.

Как говорит Татьяна Прокопьевна, в 1997 году она регистрирует приход. Главные службы церкви — это воскресные службы. Главный престольный, светлый праздник церкви и села — Пасха. По благословению епископа Питирима настоятелем церкви Воскресения Христова в с. Краснобор является отец Сергий из Сосногорска. В клиросе поют: Татьяна Александровна, Анна Валерьевна, Ольга Николаевна Ларионова. Праздничные службы ведут: Терентьева Ольга Николаевна, Анна Степановна, Алексей Григорьевич, Александра Григорьевна, Алексей Григорьевич, Маргарита Николаевна, Валерия Генриховна, Ангелина Васильевна.

В дальнейших планах провести небольшой ремонт церкви, сделать летний и зимний варианты. В зимнем варианте церкви будет построены печки, чтобы зимой было тепло. В данное время собираются средства прихожанами для приобретения кирпича. Раз в месяц приезжает отец Сергий ведет службы, крещения.

«Можно также отметить, что держим хорошие, дружеские отношения между приходами Щельяюра и Сизябска» — отметила Татьяна Прокопьевна. Очень тесная связь церкви со школой. Больше половины учительского коллектива посещают церковь и ведут вместе с отцом Сергием службы. Когда отец Сергий приезжает на службу в церковь, то в первую очередь поднимается в школу, с детьми, с коллективом ведет беседы о духовности, нравственности, патриотизме, дети и учителя с удовольствием слушают их.