Краснобор: церковь во имя Воскресения Христова

“Первыми поселенцами Красноборской и Вертепской деревень, по словам местных старожилов, были ижемские промышленники Терентьевы, Семяшкины, Сметанины и другие, приезжавшие из Ижмы для птицеловства и рыболовства на левый берег реки Ижмы и имевшие здесь избушки для временного жительства. Тут был сухой бор, покрытый лесом и богатой дичью, а близ него река Ижма, изобиловавшая в то время рыбою, на противоположном берегу находились удобные места для землепашества, а на острове, отделявшемся от правого берега реки Ижмы узким в том время проливом,— хорошие луга. Прельстившись такими удобствами, означенные промышленники около 1795 года поселились на упомянутый бор и назвали его “Красным бором”, так как грунт на бугоре и по берегу состоял и красного песка.

Но так как пахотная земля находилась за рекой, то около 1802  года некоторые перебрались на правый берег, где ныне стоят Красноборская и Вертепская деревни”

Эти строки взяты “Из краткого исторического описания прихода и церквей Архангельской епархии», изданной в Архангельске в 1895 году. Автор книги священник В.А.Смирнов оговаривает, что глава “Красноборский приход” им написана на основе подробного описания, составленного приходским священником В.И. Шиловым.

В 1830 году первосвященник Аарон побывал в Ижемском краю. К нему обратились крестьяне из Краснобора и Вертепа с просьбой дозволить им построить в деревне Краснобор деревянную церковь во имя Воскресения Христова. Для будущего причта они согласились отвести потребное количество земли и на содержание его пожертвовали 2000 рублей. Первосвященник Аарон назначил место для будущего храма и 18 марта 1830 года водрузил на том месте крест.

Но грунт на том месте оказался слабым. Первосвященник Георгий, посетивший деревню Краснобор в марте 1832 года, избрал новое место для постройки храма. В том же году были начаты работы по строительству церкви окончены в 1833 году. В церемонии освящения приняли участие два архимандрита, местный благочинный и первый приходский священник Сергей Иоивлев.

Так как берег, на котором стояла церковь, каждогодно подмывался водою, то по просьбе прихожан была построена новая церковь во имя Воскресения Христова, оснащенная в июле 1878 года. Из разобранного здания бывшей церкви в 1880 году построили трехъярусную колокольню 17 саженей вышины /без шпиля/. Крестьяне села Дибож /так раньше называлась д. Большое Галово/ Матвей и Иван Каневы купили на свои средства колокол весом 51 пуд и 30 фунт. Крестьянин из Краснобора Федор Терентьев на собранные им от односельчан деньги купил другой колокол весом 30 пудов и 23 фунта. Иконы были нарисованы крестьянином Яренского уезда Е.Я. Поповым. Но потом иконостас обновлялся.

В 1862 году в селе Краснобор открыто сельское училище, в котором в 1894-1895 учебном году обучались 52 мальчика и 5 девочек.

В клировой ведомости за 1917 год отмечено, что здание церкви во имя Вознесения Христова, освященная в 1878 году и колокольня на каменном фундаменте, покрыты железом. У церкви имелось пахотной земли 2 десятины и 1800 сажен, сенокосной – 22 десятины, усадебной земли З десятины. Священником в тот год был Владимир Алексеевич Колмаков. До назначения на эту должность он четыре года работал учителем в Диюрской сельской школе. Работая священником он несколько лет был законоучителем в Красборском высшем начальном училище и одновременно –  учителем в Красноборском одноклассном приходском училище. В 1925 году в год своего 70-летия он был лишен избирательных прав.

Службу псаломщика выполнял Владимир Никифорович Канев, родом из Ласты. В указанном звании был утвержден в 1912 году. В 1914 году был мобилизован в армию, где и вступил в партию большевиков. В январе 1918 года В.Н. Канев с помощью других 6ывших фронтовиков организовал партийную ячейку в с.Краснобор.

Красноборская церковь была довольно богатой. На трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из них весил 69 пудов и 38 фунтов. В церкви имелось три больших серебряных креста с позолотою 84 пробы, одно большое евангелие с позолоченной медной обложкой, два больших евангелия с посеребренной медной обложкой, дарохранительницы, различные блюда, кадила, подсвечники и многое другое из чистого серебра. Немало было позолоченных изделий. Высоко ценились иконы Николая Чудотворца, Серафима Саровского, Святого великомученика Георгия, Саваофа.  /ЦГА Республики Коми ф.8, оп.1, ед.хр.209/

Н.К. Хатанзейский, краевед

Материалы из фондов МБУК «ИРИКМ»